ЕС закрывает небо для белорусских авиакомпаний. Теперь официально
Запрет не будет касаться только гуманитарных рейсов, аварийных посадок и экстренных пролетов. Эксперты говорят: от этого пострадают все — и белорусы, и россияне, и даже сами европейцы
Читать на полной версииЕвросоюз запретил всем белорусским авиакомпаниям полеты над странами сообщества. Об этом говорится в заявлении Совета Евросоюза.
Брюссель при этом не принял кардинально новых решений, а лишь закрепил порядок вещей, который устоялся с 23 мая, когда в Минске экстренно посадили самолет Ryanair. Первой свое воздушное пространство для «Белавиа» тогда закрыла Литва. Ее власти действовали на опережение — потому как твердого решения ЕС о таких санкциях на тот момент не было, были только рекомендации. Теперь воздушный капкан захлопнулся — все направления для «Белавиа» закрыты: с севера самолеты не пустит Литва и Латвия, с запада — Польша, с юга — Украина. Киев присоединился к блокаде последним — он не пускает «Белавиа» в свое небо с 28 мая. Получается, остается только восток — через Москву. Пострадают от этой ситуации не только белорусы, но и россияне, и даже сами европейцы, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Следует еще раз уточнить: для белорусских авиакомпаний закрыто не только небо Евросоюза (то есть пролет в ее воздушном пространстве) — «Белавиа» не сможет садиться в аэропортах ЕС, а европейские компании, соответственно, не смогут летать через Белоруссию дальше на восток. Поэтому летают в облет. Все это разные уровни санкций, и ЕС пошел по самому жесткому варианту.
Сейчас в небе над Белоруссией выполняются пара десятков рейсов в день — транзитом летают азиатские и российские компании. Из Минска вылетает считанное число рейсов в Турцию, и самолеты огибают Украину по восточной границе, через Россию, делая огромный крюк. Если раньше полет из Минска в Стамбул занимал 2 часа 15 минут, сейчас уже — 3,5 часа. Пока «Белавиа» анонсировала, что открывает для себя «Шереметьево» — с 10 июня будет летать туда пять раз в неделю. Но говорить о Москве как о полноценном транспортном хабе для белорусов пока преждевременно, считает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «На самом деле сложно сказать насчет транспортного хаба, потому что из Москвы, как вы понимаете, сейчас улететь в Европу достаточно затруднительно. Тем более, опять же, для того чтобы это было более или менее комфортно, нужны сквозные тарифы через Москву в Европу, которых, естественно, нет сейчас. И опять же, помимо Москвы, там еще увеличение частот по большому количеству направлений: Тбилиси, Батуми, Стамбул. Из всех этих направлений Москва — наименьший прирост среди них: в другие страны они летают чаще и больше. Понятно, что в принципе «Белавиа» нужно куда-то летать. Они, естественно, сейчас готовы будут летать куда угодно, чтобы использовать свой имеющийся флот».
На решение Евросоюза последовало несколько международных реакций. Постпред России при ЕС Владимир Чижов сказал, что оно было ожидаемым, но вредит и самим европейцам. Федерация профсоюзов Белоруссии намерена обратиться в международный суд ООН для оценки санкций против «Белавиа», а Международная ассоциация воздушного транспорта вердикт ЕС осудила. В самом Евросоюзе, судя по всему, с решениями по небу закончили — глава Евросовета Шарль Мишель пообещал, что в скором времени последуют уже персональные санкции против физических и юридических лиц в Белоруссии.