С 15 июня вводятся ограничения на передвижение грузовиков массой от 3,5 тонны в пределах МКАД, фиксированные маршруты и разделение пропусков для доставки грузов на дневные и ночные. Нововведения должны были вступить в силу 5 мая, но затем дату перенесли, чтобы все успели оформить пропуска, сказали в столичном Дептрансе. Услугу можно получить на Mos.ru, и она бесплатна. Однако участники рынка утверждают, что это только на бумаге, и называют новые меры давлением на перевозчиков.

Эдуард — индивидуальный предприниматель. Оказывает услуги перевозчика при переездах офисов и квартир, занимается доставкой стройматериалов и так далее. В его гараже две машины свыше 3,5 тонны. Получением пропуска озаботился заранее, чтобы 15 июня бизнес не встал. Однако сделать это официально не получилось:

«Когда ты начинаешь его, этот пропуск, пробовать сделать (то есть бесплатно, через «Госуслуги» или еще как-то) — у тебя не получается. На каком-то этапе это все пропадает, ты дальше пройти не можешь — и все. На сегодняшний момент существует много фирм, в которые ты просто звонишь (даже сами они обращаются). [Говорят], что оказывают услуги по выдаче пропусков в центр. Стоит это на сегодняшний день от 15 тысяч до 20 тысяч рублей. Ты собираешь те же документы, которые бы ты собирал, если бы официально делал, и все отправляешь им. В течение 21-25 дней они тебе предоставляют пропуск. Честно говоря, я сейчас уже просто опустил руки делать его бесплатно. Но если они сделают еще 15 тысяч ночью, это будет, конечно, катастрофа, это будет беспредел!»

Для получения разрешения на въезд в Москву в пределах МКАД, если машина тяжелее «Газели», перевозчики обязаны подключиться к единой региональной навигационно-информационной системе Москвы, или РНИС, и зарегистрировать свое транспортное средство. На сайте РНИС указано, что услуга бесплатна. Однако на деле приходят отказы без объяснения причин, и перевозчики вынуждены переплачивать посредникам, говорит президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

Владимир Матягин президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» «После того как отказывают, нам поступают звонки с предложением без проблем оформить эти пропуска. Через Mos.ru заявки не проходят. И причину даже не расписывают, говорят: пункт такой-то, положение такое-то. Ну, извините, водитель, который сам индивидуальный предприниматель, в юридических тонкостях не разбирается. Он за компьютером не сидит, он работу работает, он нам с вами продукты питания везет, вывозит мусор, строительные материалы, еще что-то. Я знаю компании, которые имеют в парке по тысяче, а то и более автомобилей, серьезные компании с серьезным штатом юристов, они не могут получить пропуска. Это о чем говорит? Коррупционные вот эти фирмы, они созданы».

По словам Владимира Матягина, перевозчики готовы даже выйти на согласованный митинг и обращаются в ассоциацию с просьбой организовать его. Проблема еще и в разделении пропусков на дневные и ночные. Разрешения, которые уже есть, автоматически станут дневными. А раз ночью ездить нельзя — то это простои, издержки, потери контрактов, говорит основатель и гендиректор компании «Деликатный переезд» Аркадий Усачев:

Аркадий Усачев гендиректор компании «Деликатный переезд» «Нет достаточной информации: ночной, дневной пропуск, на день, на неделю, условно, месяц, год и так далее. Плюс деление пропуска с постоянно действующего на тот, который действует с 18 до 23 часов, и который ночной. А если работа у тебя затянулась, то, соответственно, тебе это добавляет головную боль. Люди ожидают, что нарушение графика передвижения либо мест посещения вызовет отзыв пропуска. То есть много вещей, которые беспокоят людей. И когда с партнерами разговариваешь, многие считают, что это, собственно, давление на малый бизнес, что это в чьих-то интересах. Надо понимать, что это не люди, которые много зарабатывают: все эти грузоперевозки низкорентабельные. Их и без того сложная жизнь, реально сложная, делается еще сложнее».

Новые меры приведут к дефициту перевозчиков и, как следствие, — к удорожанию грузоперевозок и росту цен, в том числе на продукты — ведь ретейлеры закладывают в стоимость и транспортные расходы, говорят эксперты. Сами перевозчики просят сделать систему максимально прозрачной и даже ввести платные пропуска — так хотя бы деньги пойдут в бюджет, а не кому-то в карман.

Business FM отправила запрос в Дептранс, на момент публикации материала редакция ответа не получила.