Машков о «Страстях по Бумбарашу»: «Это спектакль-предостережение, напоминание о том, куда именно народу России ходить не нужно»
В «Табакерке» покажут ремейк легендарного спектакля. Ставит Владимир Машков, худрук театра. Задействованы почти вся труппа и много студентов Школы Олега Табакова. Каким получилось возвращение Бумбараша?
Читать на полной версииВ Московском театре Олега Табакова покажут ремейк спектакля «Страсти по Бумбарашу». Его поставил художественный руководитель театра Владимир Машков. «Страсти по Бумбарашу» впервые появились в афише «Табакерки» в 1993 году. Играли целых 18 лет в подвале на Чаплыгина, много гастролировали. Олег Павлович очень любил этот спектакль и хотел, чтобы он снова появился в репертуаре. И вот спустя десять лет «Бумбараш» вернулся, изменившись, хотя поначалу так не кажется. Сцена на Сухаревской куда больше, поэтому размах боевых действий ощущается острее. О том, почему важно было сделать ремейк именно сейчас, говорит Владимир Машков:
Владимир Машков художественный руководитель Московского театра Олега Табакова «Нет ничего страшнее братоубийственной войны. В этом спектакле заложено много метафор. Домик, который в начале разлетается, значит, что в доме начинается гражданская война. В этой пьесе один из персонажей спрашивает: «Ты чей? Красный, белый аль зеленый?» — тот отвечает: «Свой я». «Ну, тогда и я не чужой». Понимание «свой-чужой» так или иначе вспыхивает на протяжении ста лет жизни России XX-XXI веков. Это спектакль-предостережение, напоминание о том, куда именно народу России ходить не нужно. Вот это для меня, наверное, главный посыл в зрительный зал. Зритель за это время, с 1993 года, менялся несколько раз. В начале 1993 года, когда выходили красные, они смеялись. К 2000-м перестали смеяться на красных, стали удивленно смотреть на белых. А потом и на тех и на других бросили смотреть и стали смотреть на бандитов. Сейчас, когда прошло время, я понимаю, что зритель предчувствует катастрофу с самого начала».
Очень много массовых сцен. Поскольку практически все артисты «Табакерки» вакцинированы, коронавирусная опасность минимальна. Для актеров постановка очень энергозатратная: говорят стихами, поют, много танцуют (за хореографию отвечает Алла Сигалова), в порыве разрывают то гармонь, то том «Капитала». Кто-то охрип во время прогонов. Белых офицеров играет в том числе «старая гвардия» театра — те, кто был задействован в первой постановке. Внимание многих привлекает Анна Чиповская, она тут эпатажная атаманша Софья Николаевна в наряде с роскошным декольте. Это, пожалуй, одна из лучших ее театральных ролей. Друг Бумбараша Яшка в алой рубашке — молодая звезда «Табакерки» Владислав Миллер. Его запомнили в первую очередь по «Ревизору» и «Матросской Тишине», а еще по роли в сериале «Вампиры средней полосы».
На одном из прогонов «Бумбараша» был Евгений Миронов, он исполнял главную роль в старом спектакле. Ему новая версия понравилась. Стоит ли проводить параллели с легендарной экранизацией? Вот что говорит театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Конечно, новое поколение — люди, которые только-только начали учиться. Им очень сложно. Мне кажется, они немножко перекричали, но перекричали скорее от ответственности, от страха сравнения. В конце концов, это непринципиально, потому что там предусмотрены и негрупповые сцены. Я бы отметила несколько работ. Прежде всего это исполнитель главной роли Севастьян Смышников. Мне кажется, у него роль «в рост». Постановка мне особенно понравилась своей концептуальной идеей неприятия войны до такой степени, что [присутствует] карикатурность красных, белых и бандитов. Вне театральной плоскости лежит, конечно, другая идея — это идея работы театральных и студенческих поколений в хорошем спектакле».
Цены за билеты на премьеру 10 и 11 июня варьируются от 8 тысяч до 16 тысяч рублей. Лучше брать места подальше. Во-первых, массовые сцены эффектнее смотрятся на расстоянии. Во-вторых, взрывы не так оглушают.