Последние два года проходят для бизнеса под знаком пандемии. Это значит, что меняются привычные процессы, трансформируются офисы, появляются новые инструменты для работы. Многие вошедшие в обиход вещи не новы, но всплеск интереса к ним возник именно под влиянием пандемии, отмечает директор по технологиям Cisco в России и СНГ Андрей Кузьмич. На круглом столе, посвященном предварительным итогам финансового года Cisco, который закончится в июле, эксперт рассказал о наиболее востребованных бизнесом продуктах и сервисах. Также он пояснил, с чем связан резкий рост интереса к продуктам для совместной работы и обеспечения безопасности.

С марта 2020 года зарождавшиеся в предыдущие годы тенденции оформились в мейнстрим. Если до пандемии часть компаний уже озадачилась построением гибкого графика, удаленной работы, обеспечением доступов к корпоративным ресурсам для сотрудников, то с обозначенного периода к этому пришел практически весь крупный бизнес. Постепенно практически все компании установили для своих сотрудников правила удаленной работы. В то же время им пришлось озаботиться созданием «удаленного» периметра безопасности. Также многие стали расширенно внедрять системы для веб- и видеоконференций.

Нагрузка на инфраструктуру для удаленной работы кратно возросла, отмечает Андрей Кузьмич. «Один из больших трендов, который можно выделить, — это массированное инвестирование в масштабируемость этой инфраструктуры. Компании стали массово инвестировать в производительность устройств, которые позволяют удаленно подключаться к корпоративной сети, в производительность облачных услуг, в возможности проведения удаленных веб-конференций», — рассказал он.

Одновременно с этим в корпоративном сегменте резко возросли требования к возможностям сервисов видеоконференций, а также ко всему, что связано с безопасностью.

Спрос на возможности

Все перечисленные выше тенденции привели к резкому спросу на IT-продукты. Для Cisco основными направлениями роста стали Webex, решения для информационной безопасности, инфраструктурные решения.

По словам Андрея Кузьмича, решения Cisco Webex, в пул которых входят облачные сервисы для проведения видеоконференций и инструменты совместной работы над документами, сделали огромный скачок в развитии — как на глобальном рынке, так и в России. Напомним, в первый месяц официального начала пандемии в 2020 году, когда компании стали переходить на удаленную работу, число пользователей Webex выросло в 2,5 раза, до 324 млн пользователей. В текущем году рост продолжался на «десятки процентов», отметил представитель Cisco.

В процессе изменений, вызванных пандемией, возникали и уходили тренды по возвращению в офисы: компании то призывали часть сотрудников на рабочие места, то снова объявляли удаленку. В итоге огромное число организаций в мире пришли к гибридной схеме работы: сотрудники частично работают в офисах, частично из дома.

«У нас сформировалась картина мира, при которой гибридное функционирование IT-инфраструктуры будет данностью и в постковидный период. Компании будут поддерживать возможность быстрого перевода всех сотрудников на удаленную работу. Уже понятно, что стопроцентного возврата в офисы для многих компаний не будет. Офисные пространства будут модифицироваться: это будут не обычные рабочие места, а некие пространства для переговоров, где будут собираться люди, чтобы посовещаться. А работать основную часть времени большинство будет из дома», — поделился Андрей Кузьмич.

Если говорить о продуктах из области безопасности, то здесь Cisco отмечает рост интереса к использованию двухфакторной аутентификации. Это также связывают с массовым переходом к удаленной работе.

«Сейчас компании вынуждены предоставлять удаленный доступ даже к тем ресурсам, к которым ранее такой доступ не предоставлялся. Следовательно, интерес к повышению безопасности и контролю доступа заметно возрос. Те компании, которые ранее не использовали двухфакторную аутентификацию, сейчас уже либо используют ее на 100 процентов, либо стараются повсеместно внедрить», — рассказал Андрей Кузьмич.

Продукт Cisco Duo для двухфакторной аутентификации относится к наиболее востребованным на корпоративном рынке, подчеркнул он. Интересно, что на российском рынке Cisco Duo не был доступен до апреля текущего года. Российский офис в ускоренном режиме вывел его на рынок, поскольку «находился под большим давлением со стороны заказчиков».

С точки зрения инфраструктурных продуктов, с которыми работают IT-специалисты, интерес со стороны заказчиков заметен ко всему, что связано с автоматизацией эксплуатации.

«Это все, что позволяет минимизировать человеческие действия, и все, что позволяет автоматизировать эксплуатацию системы как с точки зрения ее развертывания, так и с точки зрения реакции на различные события. Поэтому сейчас наши сети, основанные на намерениях, и все, что связано с программно-определяемыми сетями, востребовано службами эксплуатации, службами, отвечающими за IT-инфраструктуру, — пояснил представитель Cisco. — Наши Cisco SD-WAN — программно-определяемые глобальные сети, Cisco DNA Center — программно-определяемая автоматизация развертывания кампусных сетей — все это успешно развивается, продается и находится под пристальным вниманием и анализом специалистов, занимающихся инфраструктурами», — рассказал Андрей Кузьмич.

В следующем финансовом году российская команда Cisco собирается вывести на рынок продукт Cisco Meraki — облачное решение для управления IT-инфраструктурой и входящими в нее устройствами. Это одно из наиболее долгожданных событий компании следующего финансового года.

Пользовательский флагман

В портфеле Cisco много продуктов, но за последние два года Webex стал флагманом в области совместной работы. Инвестиции в развитие этого сервиса видеоконференций, как говорят в Cisco, составляют миллиарды долларов. Ежегодно Cisco инвестирует в R&D 6 млрд долларов, и, как рассказали представители компании на круглом столе, существенная часть этих средств инвестирована именно в продукты совместной работы, включая Webex. Продукт создан для корпоративного рынка, и, конечно, компания рассчитывает на возврат своих инвестиций.

В последнем финансовом отчете Cisco за третий квартал текущего года компания показала рост выручки по сравнению с тем же периодом 2020 года. Топ-менеджмент Cisco настроен оптимистично. По словам Андрея Кузьмича, оптимизм основан на информации, которую компания собирает в ходе опросов заказчиков по всему миру.

«Нельзя сказать, что мы растем из-за Webex: в разных странах у нас разные точки роста, и они меняются. У нас может быть хороший прогноз по развитию продуктов совместной работы в Азии и очень хороший прогноз по развитию продуктов для инфраструктуры в Европе. Через квартал может быть наоборот», — отметил он.

В России к продуктам-драйверам эксперт отнес классические продукты и решения для маршрутизации и коммутации, Webex, решения для дата-центров.