Как и обещал недавно во время прямой линии, отвечая на вопрос о российско-украинских отношениях, Владимир Путин написал большую статью об Украине. Она называется «Об историческом единстве русских и украинцев». Там он подробно раскрывает свой тезис о том, что русские и украинцы — один народ, единое целое.

Статья Владимира Путина об Украине — пожалуй, одно из самых объемных его публицистических произведений. Почти 40 тысяч знаков, больше десяти страниц. Не только содержание, но и сама тональность статьи говорят о том, что это для него очень личный и больной вопрос. Президент возвращается к нему снова и снова, словно пытаясь найти, где же была точка невозврата, после которой в наших отношениях все пошло не так. Или, может, все еще можно как-то поправить? В статье нет готовых рецептов. Да и ответа на вопрос, что делать, по сути, тоже нет. И быть пока не может. Есть развилка. Она, грубо говоря, выглядит так: либо украинцы и русские будут вновь жить дружно, сотрудничать, торговать, интегрироваться, либо внешние враги будут по-прежнему, как уже бывало в истории, лепить из Украины проект «анти-России».

Пространный экскурс Путина в историю отношений русского и украинского народов, а вернее, внутри триединого русского народа в составе великороссов, малороссов и белорусов, безукоризнен для всех, кто хорошо учился по советским и затем российским учебникам в школе. И кто находится внутри российского дискурса. Автор повторяет, в общем, известные вещи, а когда добавляет деталей, не знакомых простому обывателю, то опять же речь идет о таких фактах, которые в российской исторической науке уже давно не вызывают особых споров. И не потому, что таковые запрещены или ограничены какими-то идеологическими рамками. А потому, что спорить тут, в общем, не о чем. Главный тезис об исторической общности наших народов совершенно бесспорен.

Мне как историку показались любопытными некоторые нюансы в статье, которые объясняются прежде всего попыткой ее актуализировать и максимально привязать к текущей политике. Например, обращаясь к допетровскому периоду, Путин признает, что в то время существовало два варианта создания централизованного государства — вокруг Москвы и вокруг Великого княжества Литовского и Русского. Оба центра имели до поры до времени и общую православную основу. Но потом вмешалась Польша, Речь Посполитая, католичество — и вот уже пошел раскол. Корни проекта «Украина как анти-Россия» автор видит именно там. Позже уже Австро-Венгрия стала разыгрывать антироссийкую карту в принадлежавшей ей Галиции. Отсюда следует тезис, что современная европейская политика по отношению к Украине — это, в сущности, продолжение политики Речи Посполитой и Австро-Венгрии. Он, конечно, вызовет раздражение в Европе, но предметно оспорить его будет непросто.

Тезис о том, что Украина в нынешних границах — советское порождение, президент приводит уже не в первый раз, рассказывая, какими территориями разжилась республика за годы советской власти. Он пишет, что заложенный в основу СССР ленинский план создания федеративного государства заложил мину замедленного действия под Союз и она взорвалась, как только исчезла цементировавшая его компартия. Однако автор дипломатично избегает противопоставлять ленинский план сталинскому плану «автономизации», при котором у республик было бы меньше возможности для выхода из Союза. Впрочем, затем он все же критикует политику искусственной «украинизации» республики, проводившуюся как раз при Сталине.

На Западе также наверняка обратят внимание на тезис, приводя который Путин ссылается на Анатолия Собчака, который считал, что расторжение Союзного договора республиками-соучредителями, среди которых была и Украина, обнуляет те территориальные приобретения, которые были получены в годы СССР. Мол, с чем пришли, с тем и выходите. Кстати, Беловежское соглашение о расторжении Союзного договора Путин именует «так называемым». А передачу Крыма Украине в 1954 году — незаконным.

Впрочем, упоминая тезис об изначальных границах, президент избегает предъявления территориальных претензий к соседям. Оговариваясь: Россия признала новые геополитические реалии. Хотя именно «агрессивные претензии» ему, конечно, теперь припишут. В то же время в статье, как показалось, есть несколько предупредительных сигналов. Которые могут получить развитие, если Запад и дальше будет развивать свой проект «Украина как анти-Россия». Например, о том, что Донбасс «Украине не нужен», а нынешняя политика Киева в отношении региона, а также «насильственная смена идентичности» Украины — тупиковая и неприемлемая. «Мы никогда не допустим, — пишет Путин, — чтобы наши исторические территории и живущих там близких для нас людей использовали против России. А тем, кто предпримет такую попытку, хочу сказать, что таким образом они разрушат свою страну».

Статья написана, судя по всему, для того, чтобы эти слова не стали пророческими. Поможет ли?