Обновлено в 16:58

Одежда и обувь осенью подорожают минимум на 10%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на ретейлеров. Бизнес объясняет свои прогнозы увеличением расходов на логистику и сырье. «Подорожал пух, подорожали ткани, подорожала фурнитура. Плюс в два раза поднялась стоимость перевозок», — рассказала Business FM генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова. Она отметила, что «на рынке не будет игрока, который не ощутит на себе то, что поднялись входящие цены».

В Минпромторге говорят, что рост цен на одежду и обувь в 2021 году останется в пределах среднего ежегодного показателя. При этом само производство одежды в России подорожает несущественно — на 3-5%. «У отечественных швейников есть возможности для замещения импортной продукции собственными товарами, особенно в курточно-плащевом сегменте», — отмечают в министерстве. Ситуацию комментирует генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной:

— Себестоимость, несомненно, выросла, можно говорить о цифре в 10-15% в зависимости от вида продукции. В отличие от коммодити, то есть продуктов с конкретными параметрами — это металл, сахар, подсолнечное масло и так далее, — в продукции одежды и обуви, сократив в новой модели применение дорогостоящего или подорожавшего компонента на менее качественный и дорогостоящий, теоретически можно удержать себестоимость на том же уровне, а покупатель это может не заметить. Какой из сценариев будет развиваться, сказать сложно. На продукты с высоким уровнем репутации, брендовые продукты, скорее всего, цена повысится, а на продукты массмаркета, возможно, цена и не повысится, но их качественные характеристики с параметрами, влияющими на здоровье и безопасность, ухудшатся.

— Минпромторг высказался, что рост розничных цен на одежду и обувь в сезон происходит ежегодно и в 2021 году не выйдет за средние значения. Что такое средние значения, они вообще существуют?

— Не существуют. По обуви на протяжении последних двух лет ярко выраженный дефляционный кризис. Остатки накупленного товара конечных изделий на рынке, которые попали под выбывшие три месяца непродаж в 2020 году, люди продавали по цене, трудно соизмеримой с себестоимостью. То есть на предмет, какая цена или что мониторит в этом смысле Минпромторг, сказать сложно, потому что в легкой промышленности, в ретейле одежды и обуви трудно сравнивать. Найти абсолютно сравнимые вещи по параметрам толщины нити, плотности коттона и так далее крайне сложно.

Полностью компенсировать возросшую себестоимость товаров ретейл и производители вряд ли смогут, считает генеральный директор ОАО «Мэлон Фэшн Груп» Михаил Уржумцев:

Михаил Уржумцев генеральный директор ОАО «Мэлон Фэшн Груп» «Что бы ни хотели сделать ретейлеры, как бы затраты ни росли относительно желаний, все равно цену определяем не мы. Мы можем поставить какую угодно цену, но рынок отрегулирует цены на одежду. Тот, кто впишется в эти цены, будет продавать. Кто не впишется, какие бы у него затраты ни были и как бы ни росли расходы на логистику, на ткани или на доллар, он останется без продаж. Мы сейчас на стадии констатации фактов, что цены практически не отличаются от 2019 года, даже на 10%. С тех пор и рубль упал, и пандемия вошла, и логистика увеличилась, и цены на сырье возросли, поэтому рынок говорит о том, что по этим ценам мы можем быть продаваемы».

Нынешняя ситуация, в которой оказались производители и продавцы одежды и обуви, сложная, говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. В то же время эксперт считает, что осенью цены хоть и повысятся, но ненадолго:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «Начало нового сезона в сегменте фэшн всегда сопряжено с ростом цен, это связано в первую очередь с появлением новых коллекций, стремлением ретейлеров сократить промопредложение. В 2021 году аномальная ситуация по сравнению с базой 2020 года. Дело в том, что в период локдауна сначала сорвался весенний сезон, когда не успели продать новые коллекции ретейлеров, а потом стало серьезно давить на осенний сезон. Ретейлерам не хватало оборотных средств, им приходилось давать больше скидки. Так получилась слабая база 2020 года, по которой будут сравнивать ситуацию в 2021 году. Причин для роста цен на рынке много, и рост в начале нового сезона произойдет. При этом он начнет постепенно корректироваться уже к середине осени, когда станет понятно, что далеко не все коллекции будут распроданы, в том числе и по причине снижения реальных доходов населения, изменения образа жизни россиян. Люди меньше ходят в общественные пространства, потребности в новой одежде, в парфюмерии, косметике объективно сокращаются».

С начала 2021 года розничные цены большинства товарных категорий одежды и обуви уже выросли на 4-5%, напоминает РБК со ссылкой на Росстат.