На Байкале построят курорт за 60 млрд рублей. Его планируют возвести на месте Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. ВЭБ.РФ, который выкупил в 2021 году имущество БЦБК, уже определился с проектом пятизвездочного санаторного комплекса, сообщает газета «Коммерсантъ».

На площади в тысячу гектаров планируется строительство гостиниц различных ценовых сегментов, конгресс- и дайвинг-центров, лечебно-реабилитационного комплекса, морского порта, хелипорта и логистического комплекса, следует из презентации.

БЦБК расположен в моногороде Байкальск. В свое время комбинат формировал 80% его доходов. Но восемь лет назад предприятие, которое было крупнейшим источником загрязнения Байкала, закрыли. О том, чем сейчас живет город и нужен ли ему курорт, Business FM рассказала гид на Байкале Светлана Контышева:

Светлана Контышева гид на Байкале «Если это коснется больше Байкальска, его прилегающих территорий, тогда это круто. Если они не будут лезть в тайгу, не будут разрушать береговую линию, я только за, чтобы появились набережные, урны, освещение на дорогах. На Байкале не так много санаториев, у озера всего два: «Горячинск», по факту старый советский, уже некомфортный, и ведомственный на Листвянке, это другая сторона Байкала. В городе Байкальске было градообразующее предприятие — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, и многие люди остались без стабильного заработка. Чем занимаются жители? Есть горнолыжный курорт, то есть это сдача в аренду жилья в зимний период, а он длинный, в этом году горнолыжный сезон был до 10 мая, поэтому люди вынуждены занимать себя в туризме. Раньше была рыбалка, теперь на убыль идет. Сейчас идет фестиваль клубники. Недавно разговаривала с местными, они занимаются клубникой круглый год, это все, на чем они сейчас могут заработать».

Через несколько дней после закрытия Байкальского ЦБК в 2013 году правительство объявило о создании там экспоцентра «Заповедники России». Его планировалось организовать «после завершения процедур ликвидации накопленного экологического ущерба». За прошедшее время кардинально ничего не изменилось, сообщил президент иркутской региональной общественной организации «Экозащита 365» Денис Букалов:

— Там почти тысяча гектаров, 6,5 млн тонн отходов производства, огромные бетонные конструкции, километры сетей, которые заброшены, полузаброшенные очистные сооружения. Все в таком виде на сегодняшний день. Это как раз такая точка, где можно было бы разместить огромный туристский рекреационный кластер, только надо убрать промышленные отходы.

— Насколько это непросто и долго?

— Эта цель поставлена президентом в 2013 году, а воз и ныне там. Говорят, что построят большой туристический центр, это отлично, но это фантастическое событие, потому что отходы никуда не делись. Говорят, будет туристический центр, но это должна быть огромная схема территориального планирования с привязкой РЖД, аэропорта и всего-всего, должна быть огромная концепция. На сегодняшний день эти вещи не взаимосвязаны, потому что площадка принадлежит ВЭБу, а отходы утилизирует дочерняя компания «Росатома». И не надо забывать, что на утилизацию нужны большие деньги. Раньше там было 6 млрд рублей, сейчас уже говорят о 20 млрд или 30 млрд рублей. Поэтому я боюсь, что мои дети вряд ли увидят там какой-то город, возможно, внуки тоже.

В ВЭБ.РФ говорят, что пока перечень потенциальных инвесторов, параметры и источники финансирования не определены, а объем инвестиций может быть значительно выше указанной цифры.