Дмитрий Медведев своим указом упразднил два федеральных агентства — Рособразование и Роснауку. Функции упраздненных агентств теперь переданы Министерству образования и науки.

Это далеко не первое изменение в структуре федеральных органов власти за последние годы. Однако результативность подобных рокировок сомнительна, так как крайне редко они ведут к сокращению численности госаппарата и повышению эффективности управления.

Президентский указ «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации», которым упраздняются Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, вступает в силу со дня его публикации. В результате в ведении Минобрнауки остались только две федеральные службы — Роспатент и Рособрнадзор.

Роснаука и Рособразование были созданы в 2004 году. Первое проводило государственную политику в научной сфере, управляла государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, являлась заказчиком федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов. Возглавлял Роснауку Сергей Мазуренко. Рособразование, которое возглавлял Николай Булаев, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Николай Булаев приветствует упразднение агентства, что в известной степени парадоксально, и рассчитывает, что ему найдется место в обновленной системе Минобрнауки РФ. «На сегодняшний день ситуация требует принятия более динамичных решений, и нет времени на согласование и принятие разного рода решений министерством, агентством и службами. На мой взгляд, это решение позволит придать нашим действиям больший динамизм, большую логику, большую оперативность и, может быть, в конечном итоге, большую ответственность», — цитирует его РИА «Новости». Бывший глава Рособразования также рассчитывает, что сотрудники обоих ликвидированных агентств будут востребованы в новой структуре.

Ряд экспертов надеются, что передача функций упраздненных структур Минобрнауки повысит оперативность принятия управленческих решений и их эффективность. «Уменьшение еще одной ветви исполнительной власти сильно оптимизирует процедуру прохождения документооборота. А это, соответственно, повышает оперативность принятия решений», — приводит РИА «Новости» слова вице-президент Российской академии образования Виктора Болотова, который руководил Рособрнадзором с марта 2004 года по март 2008 года.

«Цель реформы простая — исключение дублирования в управлении образованием и наукой», — приводит РИА «Новости» мнение ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, который изначально являлся одним из идеологов административной реформы и реформы образования. Он считает, что реформа позволит существенно укрепить кадрами ключевые направления развития образования.

Однако, например, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий не ждет слишком уж позитивных последствий указа. «Сокращение численности чиновников и ведомственное слияние мало что даст, так как структура Министерства образования и науки порочна сама по себе. Поэтому как не рассаживай чиновников, а эффекта не будет», — заявил в интервью BFM.ru известный социолог.

По его мнению, чтобы реформа в данной системе была эффективна, надо «устранить самого министра Фурсенко» с его «порочной системой» реформирования образования и науки. «Цели реформы Фурсенко не просто не верны, а противоречат логике развития образования и науки и не исходят из значения этих сфер для функционирования и воспроизводства общества, — продолжает критику Борис Кагарлицкий. — Нужно покончить с рыночной утилитарностью, так значение этих двух сфер как раз и состоит в том, чтобы компенсировать издержки рынка».

Как считает ученый, в результате деятельности нынешнего министра происходит окончательное уничтожение фундаментальной науки. «Такой взгляд не просто вреден, он разрушителен. Нужно разговаривать с научным сообществом, а не игнорировать его критику, как это происходит последние 10 лет. Люди никогда не любили чиновников, а тут не просто не любовь между Фурсенко и научным сообществом, а жесткое противостояние, — утверждает Борис Кагарлицкий. — Не случайно в последние годы научное сообщество видит себя только в той мере, в какой оно противостоит министру, и продолжается отток ученых на Запад. Люди не хотят работать в системе Фурсенко, поэтому они не возвращаются в Россию, даже когда им сейчас здесь предлагают большие деньги».

С точки зрения Бориса Кагарлицкого, реформа образования и науки могла бы быть эффективна, если бы произошло разделение этих двух сфер на уровне министерств. «Надо разделить образование и науку, так как образование везде нуждается в отдельном ведомстве. Кроме того, надо избавиться от сугубо бюрократического советского подхода, который состоит в том, что у любой структуры должен быть один начальник. Но американские университеты прекрасно занимаются и образованием, и наукой одновременно, хотя и не подчинены при этом какой-то одной власти», — заключил эксперт.

Отметим, что с 2004 году в рамках административной реформы в России было ликвидировано почти 10 агентств, которые оказались лишними в рамках формирующейся трехуровневую системы федеральных органов власти, которую образуют министерства, агентства и службы.