Торговые сети могут обязать перевести все закупки на прямые долгосрочные контракты с поставщиками. Такая инициатива обсуждалась на этой неделе на совещании в Минпромторге, пишет РБК. В ведомстве считают, что отказ от тендеров должен снизить издержки ретейла и, как следствие, сдержать рост розничных цен.

Далеко не все сельхозпроизводители участвуют в тендерах, в том числе потому, что не могут гарантировать необходимые объемы поставок. А вот по прямым контрактам с сетями могли бы работать даже небольшие хозяйства, говорит ставропольский фермер Сергей Колесников:

— Мелкому бизнесу это будет интереснее. Мы уже сколько раз встречались по линии Минсельхоза нашего края с торговыми сетями и говорили, что фермеры просто боятся реально заходить в сеть. На тендер нужно же и пакет документов собирать, это для профессионалов. Страх вызывает этот пакет документов, человек подумает: «Ну вот, бумаги» — и он уже не готов работать. Когда тендер объявляется, там условия для всех, а если прямой контракт — можно узкую позицию выбрать, допустим, не каждый день, а раз в две недели поставлять, то есть можно договориться. Потенциал роста громадный, но есть боязнь, что нас не примут. Всех пугают штрафные санкции, то есть что будет, если я не допоставлю. А небольшой объем нам бы был интересен. Возможностей таких же поставок очень много — и по молочной, и по плодовой продукции, и по мясу, и по овощам, многие бы могли, но просто есть боязнь монстра.

— А если бы тендер был прозрачный и контракты были бы, то вы бы что выбрали?

— Я бы, наверное, все-таки контракт.

Отказ от тендеров вряд ли приведет к заметному изменению розничных цен на продукты. Это просто перераспределение прибылей от магазинов к производителям и поставщикам. Так считает инвестиционный менеджер АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин:

Тимур Нигматуллин инвестиционный менеджер АО «Открытие брокер» «Есть явный запрос властей на снижение продовольственной инфляции, по крайней мере, инфляции в товарах, которые потребляются домохозяйствами в наибольшем объеме, это товары массового спроса. По всей видимости, подобные изменения приведут к существенному снижению цен, возможно, они приведут даже к существенному замедлению темпа роста цен, при этом это может способствовать смещению маржинальности от ретейлеров к производителям. Потому что тендер сам по себе подразумевает конкуренцию, а контракт при прочих равных не подразумевает такой уровень конкуренции, это более долгосрочное сотрудничество, и в ряде случаев оно уместно, если мы говорим о выращивании сельхозпродукции, в подавляющем большинстве случаев это может привести к увеличению издержек. То есть если резюмировать, то речь идет о снижении маржинальности ретейлеров и о некотором повышении рентабельности сельхозпроизводителей, возможно, это будет способствовать снижению темпов развития розницы, и, возможно, это также будет способствовать развитию собственных торговых марок, то есть ретейлеры будут сами производить товары».

Пока ни один из крупных российских ретейлеров не прокомментировал инициативу Минпромторга.