«Они умалчивают о плюсах» — основательница Wildberries и богатейшая женщина России по версии Forbes Татьяна Бакальчук на форуме «Россия зовет!» лично ответила на претензии малого бизнеса.

Влас Павлушкин — коммерческий директор компании «Мосполимерстрой», она производит и продает грунт для аквариумов. В этом году начали сотрудничать с крупнейшими российскими маркетплейсами, в том числе и с Wildberries. А потом заметили, что пользователи стали писать негативные отзывы о товаре. И, как говорит бизнесмен, выяснилось, что со слада Wildberries, куда компания отправляла свою продукцию, регулярно поставляли покупателям не то, что они заказали. Например, кто-то заплатил за грунт черного цвета, а пришел синий и так далее. После этого покупатель ставит продавцу низкую оценку, что влияет на его репутацию, рассказывает Влас Павлушкин:

Влас Павлушкин коммерческий директор компании «Мосполимерстрой» «В течение месяца писали им письма о том, что у нас идет пересорт, что отзывы люди пишут: «заказал серый грунт — пришел фиолетовый», «заказал зеленый — пришел коричневый», «заказал фракцию 2 миллиметра — пришла 5 миллиметров», «порванные пакеты» — вот это постоянно было. Прямо каждый отзыв был негативный. Мы за первые полтора месяца вышли в топ нашей линейки, а эти негативные отзывы стали портить нашу репутацию. Но никакого ответа от WB мы получить не смогли. Мы решили вывести товар свой. Сделали заявку на вывоз товара — полностью всего, на что нам ответили: ожидайте в течение двух недель. Мы прождали месяца три».

Business FM не раз получала письма от бизнесменов с претензиями к работе Wildberries. Реакция бизнеса появлялась и в СМИ. Например, год назад, то есть во время «черной пятницы», которая длится весь ноябрь, поставщики пожаловались, что интернет-ретейлер принуждал их делать скидки на свои товары. Месяц назад The Bell сообщал, что Wildberries к своему дню рождения потребовал от партнеров установить скидки. А несогласным пообещали увеличить комиссию маркетплейса. Но при этом тем, кто согласится на дисконт, комиссию торговой площадки, наоборот, пообещали снизить. И вот сейчас основатель Wildberries Татьяна Бакальчук публично ответила на претензии поставщиков. По ее словам, они жалуются на маркетплейсы правительству. Но не говорят о возможностях, которые площадки предоставляет бизнесу:

«Они умалчивают о другом — о том, какой плюс они получают от того, что они взаимодействуют на маркетплейсах. У них огромная экономия происходит не только за счет логистики или за счет того, что они в большом месте обрабатываются, — тебе уже не нужно вкладывать огромные деньги в свою собственную рекламу, потому что тебе достаточно встать на маркетплейс. Мы уже решаем задачи, которые связаны с их бизнесом, то есть они видят, как спрос распределяется, что люди больше покупают. Им больше не нужно гадать на кофейной гуще: а что им произвести в следующем году».

Заодно Бакальчук напомнила о роли Wildberries в продвижении российской платежной системы. По словам предпринимательницы, компания направила на это 3 млрд рублей. Эту уже другая история, когда Wildberries, к возмущению Visa и Mastercard, начала делать скидки для тех, кто оплачивает товары российской картой «Мир». Заодно Бакальчук рассказала, что раньше ее компания не взаимодействовала с властями, считая, что лучше бы не трогали, (цитата) «а мы сами как-нибудь». Но теперь поняли, что и чиновники, как и бизнес, тоже хотят светлого будущего.

Это выступление предпринимательницы можно оценивать по-разному. С одной стороны, малый бизнес регулярно жалуется на интернет-площадки. И один из примеров тому — Booking, который в итоге оштрафовали больше чем на миллиард рублей. А с другой — такие маркетплейсы помогают мелким компаниям найти своих клиентов. И тому же Booking многие отельеры благодарны за то, что площадка, пусть и за высокую комиссию, дает им продажи. Если же вернуться к рассказу Власа Павлушкина, то товар ему со склада не вернули. А после того как его грунт раскупили, бизнесмен решил начать сотрудничество с Wildberries, как он говорит, «с чистого листа». И сейчас ошибки при отправке заказов, по его словам, составляют всего процент. Так что бывают и такие финалы споров небольшого бизнеса с маркетплейсами.