В Москве начали тестировать алкозамки. В эксперименте участвуют только служебные машины
Идея алкозамков в России муссируется последние десять лет — если водитель пьян, устройство не даст ему запустить двигатель. В регионах уже проводились такие эксперименты. Почему до сих пор алкозамок не сделали обязательным?
Читать на полной версииВ Москве служебные автомобили начали оснащать алкозамками. Это пилотный проект, отмечает Дептранс. Из сообщения ведомства неясно, какого рода служебные автомобили принимают участие в эксперименте. Известно, что их будет десять штук, все их проверят в институте НАМИ. Подобную систему в случае успеха можно будет ставить в такси, курьерские авто, в машины корпоративных парков и так далее.
Алкозамок представляет собой небольшой прибор, соединенный проводом с электроникой автомобиля. Водитель дышит в трубку, как при проверке с инспектором ДПС, если паров алкоголя не обнаружено — алкозамок позволит завести двигатель. В противном случае эта возможность блокируется, устройство еще и отправит оператору системы уведомление, что в трубку дышал нетрезвый водитель: там, где надо, сразу будут об этом знать.
Опасения водителей со временем ушли: теперь уже ясно, что на машине можно будет отвезти пьяного друга домой, можно использовать спиртовую омывайку, можно выпить кваса — алкозамок не заблокирует поездку. Баллончик или воздушный шарик с чистым воздухом к устройству прикладывать бесполезно — оно фиксирует давление и работает, только когда в него дует человек. Большой минус — в трубку все еще может подуть трезвый пассажир. Но идея все равно хорошая, говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «У нас действует в стране программа «Снижение смертности на дорогах» с очень амбициозными целями. Мы стремимся к самым продвинутым странам Европы, которые вообще хотят добиться нулевых показателей смертности, но в нашей стране это очень тяжело в силу разных причин. Понятно, что один из ключевых источников дорожных проблем — это водители, которые садятся за руль пьяными. В целом ряде стран мира используются алкозамки, но хотелось бы мне, чтобы у нас эта практика введена была в действие, но, по всей видимости, у органов власти недостаточно уверенности в этих технологиях, и вот поэтому они продолжают тестировать».
Впрочем, эпопея с алкозамками в России продолжается с конца нулевых. Идея обсуждалась на разных уровнях, были эксперименты с водителями школьных автобусов в Татарстане и Ивановской области. В своем сообщении Дептранс пишет, что алкозамки — это международный тренд: в Швеции их тестировали еще в 2000 году, с 2013 года их ставят в Соединенных Штатах. Но нельзя не признать, что по-настоящему алкозамки еще нигде не работают. И в России тоже пока ничего для этого не готово — ни инфраструктура, ни законы, говорит председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков:
Вячеслав Лысаков председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» «Эти алкозамки ставятся в двух случаях. Первый — альтернатива административному наказанию за пьяную езду. Для того чтобы это определить, необходимы компании, фирмы, которые не просто поставят этот алкозамок за его счет, но и будут мониторить состояние этого алкозамка, то есть периодически проверять, передавать показатели правоохранителям. То есть это целая инфраструктура, у нас ее просто не существует. Второй случай — такие приборы ставят изначально на транспортные средства, которые перевозят, например, детей, опасные грузы. К сожалению, ни в первом, ни во втором случае у нас нет законодательной базы, правовых основ, которые могли бы реализовать эти принципы».
Весной этого года вопрос с алкозамками поднял замглавы Минпромторга Василий Шпак. Тогда стало известно, что ведущим разработчиком алкозамка выступило петербургское ООО «Омега». Устройство работает с ГЛОНАСС, передает данные о водителе. То, что новый московский эксперимент с алкозамками — это совместный проект с Минпромторгом, не стал скрывать и Дептранс. Идея, по словам Шпака, сразу прорабатывалась с ГИБДД — ведомство еще будет вводить поправки в ПДД по этому поводу.