Турецкая лира продолжает падение и ставит очередные антирекорды. За 1 доллар дают уже 15,5 лиры. Еще в начале года давали 7 лир. ЦБ Турции снизил процентную ставку, а инфляция продолжает расти и составляет уже 21%.

Власти Турции говорят, что это переход к новой модели экономики и надо немного потерпеть. А российским туристам предрекают удешевление турецких товаров.

Новый экономический кризис в Турции сравнивают с кризисами 2001 года и даже 1994-го. С 2005 года, когда лиру обновили, соотношение с долларом было примерно один к одному. С тех пор лира девальвировалась в 15 раз. Кажется, что любое действие Реджепа Эрдогана по сдерживанию инфляции приводит к обратным результатам. Не сказать чтобы жители Турции бросились скупать доллары, но то, что люди серьезно забеспокоились, — это точно, падение лиры сказывается на всем, рассказывает житель Стамбула Тюнай:

«Сейчас курс доллара у нас больше 15, евро — больше 17 уже, учитывая то, что три месяца назад было у нас на 60% меньше. Мы работаем с иностранцами, в сфере туризма, так как мы работаем с валютой, это для нас плюс. Но мало кто работает с валютой. В основном-то это турки, местные жители. Грубо говоря, зарплата учителя была 5 тысяч лир — это было где-то 800 евро. Сейчас тот же самый учитель работает за 450 евро. У нас стоимость килограмма обычного сыра увеличилась в 2,5 раза за месяц. Хлеб увеличился в два раза: 3 лиры. Мясо увеличилось на 80%. Бензин — литр стоил 0,5 евро, сейчас у нас стоит 90 центов. У нас все растет».

Как Business FM рассказали проживающие в Турции, среди местных уже пошли разговоры, не пора ли закупаться впрок. Магазины в ответ ограничили продажу продуктов в одни руки. Бизнес переживает за свои меры поддержки. Зато, судя по всему, хорошо будет российским туристам: по оценке аналитиков, для тех, кто расплачивается в Турции рублями, товары уже серьезно подешевели, туры тоже — на Рождество можно выгодно взять путевку на курорт. Цены на экскурсии остаются в долларах и евро, поэтому тут без изменений. По словам главреда «МК» в Турции Яшара Ниязбаева, независимые эксперты сомневаются в официальной инфляции в 21%. По их мнению, ситуация хуже в несколько раз. Поддержка Эрдогана упала, и все, что говорят власти, это «поверьте в нас», продолжает Яшар Ниязбаев:

Яшар Ниязбаев главред «МК» в Турции «В чем причина такой настойчивости, мы не знаем, но мы можем полагаться только на их слова. А они в свою очередь говорят: это наша новая турецкая экономическая модель. Которая заключается в дешевой турецкой лире, что поможет вырасти экспорту и поможет снизить инфляцию благодаря новым инвестициям. Безработица будет тоже снижаться. Но это все — видение турецкой стороны, турецкого президента. На закрытых совещаниях они обещали (министр, например, обещал — два года, а сам Эрдоган говорил — шесть месяцев), будет попроще. За последнее время они потратили более 2 миллиардов долларов из казны, чтобы сдерживать турецкую лиру».

По мнению турецкого президента, низкие ставки сдерживают инфляцию. Высокие же увеличивают издержки бизнеса, компании вынуждены перекладывать их в цены, а это раскручивает инфляцию дальше. Поэтому Эрдоган и уволил в марте прежнего главу ЦБ, как раз после того, как регулятор повысил ключевую ставку до 19%. Новое руководство ЦБ, уже четвертое за два года, придерживается того же мнения, что и Эрдоган. И снизило ставку до 14%. Можно сказать, что Эрдоган действует вопреки догмам традиционной экономической теории, отмечает директор по инвестициям компании «Локо Инвест» Дмитрий Полевой:

Дмитрий Полевой директор по инвестициям компании «Локо Инвест» «Здесь мы имеем такую стандартную связку между повышением инфляции, растущими инвестиционными ожиданиями, ростом спроса на валюту, на золото и другие иностранные активы со стороны турецких компаний и населения, что в свою очередь вновь подталкивает вверх инфляцию, курс в сторону ослабления. Повышается спрос на кредиты в лирах, этот круг замкнутый можно разбить, как показывает опыт, только ответственной монетарной политикой. При такой политике турецкого президента это сделать невозможно, члены правительства и руководители Центрального банка, которые придерживались такой точки зрения, уже потеряли свои посты».

Вместе с понижением ключевой ставки Турция увеличила прожиточный минимум. И снова рекорд: повышение сразу в два раза, до четырех с лишним тысяч лир, или 275 долларов США.