Обновлено в 18:48

Минпромторг считает нецелесообразным нормативно ограничивать наценки на авто для дилеров, но участникам рынка необходимо искать приемлемые варианты и договариваться, заявил глава министерства Денис Мантуров.

Ранее источник в Минпромторге сказал ТАСС, что министерство предлагает ограничить 10% максимальную наценку официальных автодилеров при продаже новых машин. По словам собеседника агентства, в министерстве считают, что такая наценка останется выгодной для автодилеров, так как позволит иметь приемлемую маржу.

Не очень понятно, что имел в виду министр, говоря о том, что «нужно договариваться». Но рынок действительно отрегулирует цены, правда, на это потребуется некоторое время. Говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Мне сложно интерпретировать, что именно имел в виду министр, это ему виднее, но рост цен, который мы сейчас наблюдаем, это достаточно краткосрочная локальная история, которая абсолютно точно не будет длиться в среднесрочной перспективе. В будущем да, конечно, к сожалению, еще будет определенная нехватка автомобилей в разных сегментах, но постепенно ситуация будет стабилизироваться. Параллельно с этим будет появляться все больше автомобилей других производителей, постепенно на российский рынок будут приходить новые производители электромобилей, и поэтому конкуренция постепенно будет расти. Рост конкуренции достаточно быстро приведет к тому, что дилеры будут снова бороться за каждого покупателя, снова будут предлагать специальные выгодные условия и будут более сговорчивыми в плане цены, не будут устанавливать дополнительное оборудование, на котором они получают дополнительную прибыль. Что касается рыночных механизмов, они, безусловно, сработают».

Business FM спросила мнение представителей автобизнеса о таком ограничении. Комментирует директор по маркетингу автомобильной группы «Авилон» Андрей Каменский:

— На фоне продолжающегося дефицита новых автомобилей мы действительно видим некоторые злоупотребления со стороны дилеров по поводу наценки на автомобили, поэтому инициатива Минпромторга выглядит вполне оправданной. Но в то же время остается открытым вопрос, как будет контролироваться наценка дилеров. Сейчас основной контроль идет от производителей и от закона о защите прав потребителей. Но почему-то мы видели, что в конце лета и осенью этого года многие дилеры все равно злоупотребляли ценообразованием и продавали автомобили дороже, либо с предустановленным дополнительным оборудованием, либо просто с наценками к рекомендованной розничной цене. На некоторые бренды была наценка до 25% к стоимости автомобиля. Есть реально дилеры, которые злоупотребляют текущим дефицитом на рынке автомобилей, а есть дилеры, которые продают автомобили по рекомендованной розничной цене, но эта рекомендованная розничная цена некоторыми потребителями воспринимается как наценка. Потому что долгое время, на протяжении последних пяти-семи лет дилеры продавали автомобили с существенными дисконтами, до 10-15%. В связи с этим отсутствие данной скидки некоторыми покупателями воспринимается как наценка. Плюс, вы не забывайте, что за последние полтора года некоторые автомобили подорожали до 25%.

— Будут дорожать еще машины?

— Мы видим тренд, к сожалению, я так же, как остальные потребители хочу поменять автомобиль, но вижу, что автомобили дорожают и, скорее всего, продолжат подорожание в 2022 году.

В Минпромторге считают, что дилеры, несмотря на рекомендованные розничные цены, на фоне ажиотажного спроса и дефицита продают автомобили с неоправданно дорогими дополнительными опциями. А вот владелец проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что государству не следует вмешиваться, рынок отрегулирует себя сам.

Олег Мосеев владелец проекта «Автомаркетолог» «Никогда никакое госрегулирование ни к чему хорошему не приводило. Мы про рыночную экономику. Это раз. Второе, никого не смущало, когда были скидки, и никто не вопил, что давайте ограничим скидки. А с другой стороны, ну да, машины сейчас продаются дороже, чем максимальная цена перепродажи, но не за счет того, что цена автомобиля увеличивается, а из-за того, что ставится допоборудование. Соответственно покупает тот, кто может предложить больше денег. В США дилер просто на машину 49 тысяч 990 долларов пишет «доплата из-за рыночной ситуации 25 тысяч долларов». Хочешь покупать — покупай, не хочешь — не покупай, тебя же никто не заставляет. У нас так нельзя впрямую написать, поэтому наценка идет через допоборудование. Но даже если сейчас Минпромторг примет какое-то решение, как-то отрегулирует наценку в 10%, допорудование, что запретят вообще продавать? Сейчас мы видим, что рынок начал регулировать ценообразование у дилеров, потому что поток клиентов сократился, и соответственно наценки начинают падать. Есть даже уже регионы, не буду называть бренд, он в премиум-сегменте, где дилеры дают скидку опять, потому что идет перезатоваривание стоков. Нам не надо ничего придумывать, рынок отрегулирует себя сам».

Дефицит новых автомобилей в России, «по крайней мере, по основным моделям», закончится в первом квартале следующего года, прогнозируют в Минпромторге. В то же время эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что дефицит автомобилей сохранится, как минимум, весь следующий год.