Фото: картина Николая Жукова к рассказу «Елка в Сокольниках», репродукция ТАСС

  1920-е годы   Сразу после Октябрьской революции Россия перешла на григорианский календарь — 26 января 1918 года Владимир Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Таким образом, из года «выкинулось» сразу две недели, согласно документу, после 31 января 1918 года наступало не 1 февраля, а 14-е.   В итоге с зимними праздниками в стране возникли проблемы. Рождество противоречило новой идеологии, а Новый год у советской власти изначально тоже не был в почете. Однако уклад жизни не менялся по щелчку пальцев. И в некоторых регионах Рождество и Новый год отмечали вполне официально, даже сам Ленин посещал детские елки.   Официально празднование Рождества было запрещено лишь в 1929 году.  

Фото: РГАКФД

  1930-е годы   Празднование Нового года реабилитировали в 1935 году. В итоге новый 1936 год с подачи первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) Павла Постышева уже встречали с размахом и по всей стране, а начиная с 1937 года — даже с помпезностью. В Москве установили две «главные» елки — в парке Горького и на Манежной площади, а в Доме Союзов состоялся бал-карнавал для отличников учебы.   Постепенно праздник обрастал атрибутикой: елку украшали игрушки в виде пионеров, трактористов и других представителей общества, появилась и красная звезда на верхушке. Удалось также популяризировать образы Деда Мороза и Снегурочки.  

Фото: ТАСС

  1940-1950-е годы   Долгое время советские граждане не отдыхали во время новогодних праздников — 31 декабря и 1 января оставались рабочими днями. Это изменилось лишь 23 декабря 1947 года, когда был выпущен специальный указ. С 1954 года новогодняя елка для детей и молодежи стала проходить в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. В 1962 году праздник переместился в Государственный кремлевский дворец. На самую первую елку пригласили лучших школьников и студентов страны, ее транслировали по радио, в газетах выходили подробные репортажи.  

Фото: ТАСС

  1960-1990-е годы   К середине 1960-х годов отношение к Новому году у советских людей сильно не изменилось. Но теперь утренники и детские елки отошли на второй план, а более значимым стало семейное торжество. В этот период стали складываться позднесоветские новогодние традиции: шампанское, салат оливье, песня «В лесу родилась елочка», фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» и открытки с Дедом Морозом. С 1941 года устраивались радиообращения власти к народу, а в 1971 году Леонид Брежнев ввел традицию новогодних телеобращений главы государства, которая существует до сих пор. Однако, в отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, советский Новый год был мало политизирован.  

Фото: Игорь Зотин/ТАСС

  1990-е годы   В 1993 году новое российское правительство объявило выходными днями 2 и 7 января. Несмотря на то что новая конституция закрепляла светский статус государства, власть признала Рождество официальным праздником.   В 1980-1990-е годы в России начали приживаться зарубежные новогодние традиции. Например, всей стране стали известны Санта-Клаус в упряжке с оленями, обычай класть подарки в чулки у камина, песня Jingle Bells. Прижились и традиции с Востока: стало принято ассоциировать каждый год с каким-либо животным, как в Китае.  

Фото: Александр Щербак/ТАСС

  2000-2010-е годы   Двухтысячные годы ознаменовались многократным переписыванием длительности новогодних праздников.   С 2004 года на празднование Нового года отводилось целых пять дней, с 1 по 5 января. Фактически 6 января осталось единственным рабочим днем в череде зимних праздников: Рождество по-прежнему сохранило статус красного дня календаря.   Новые правки, касающиеся новогодних выходных, были внесены в 2012 году. С этого времени каникулы продолжались с 1 по 8 января. На деле это означало не удлинение, а уменьшение праздничных дней. Законодатели предложили переносить те выходные дни, которые совпадают с новогодними праздниками, не на следующий рабочий день, а на любой другой праздник. Теперь за счет лишних выходных правительство удлиняет майские праздники.