Фонд V-A-C, открывший ДК ГЭС-2, сменит руководителя
Тереза Мавика покидает пост гендиректора фонда Леонида Михельсона, чтобы сосредоточиться на проектах в Венеции
Читать на полной версииОбновлено в 18:30
Тереза Мавика уходит с поста гендиректора фонда V-A-C. Самый громкий проект этого фонда Леонида Михельсона — Дом культуры ГЭС-2, открывшийся в начале декабря. Новость вызвала серьезный резонанс в культурных кругах.
Тереза Мавика — арт-менеджер, широко известный в Европе. Она возглавила фонд Михельсона «Виктория — искусство быть современным», или V-A-C, в 2009 году. Именно ее представители музейного сообщества называют идейным драйвером открывшегося в начале декабря Дома культуры ГЭС-2.
Открытие здания, которое реконструировал известный итальянский архитектор Ренцо Пиано, было очень громким. Настолько громким, что в первый день приезжали президент Путин и мэр Москвы Собянин.
Многие из первых гостей признавались: пока впечатление от самой площадки затмевает представленные произведения искусства. А представили там сразу несколько проектов, главным куратором первого выставочного сезона стал исландский художник Рагнар Кьяртанссон.
В любом случае заслуги Мавики в России сомнению не подлежат, считает директор московского Мультимедиа Арт Музея (МАММ) Ольга Свиблова:
Слухи о ее возможном уходе из ГЭС-2 курсировали в последние недели. О будущем нового Дома культуры без Мавики рассуждает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Уход Терезы Мавики с поста директора фонда V-A-C и институции под названием ГЭС-2, Дома культуры — это большая потеря для всего российского арт-сообщества, да и мирового, потому что Тереза в первую очередь была очень сильным идеологом этого проекта. И ощущение, которое она формулировала, всегда было заряжено каким-то новым осмыслением пространства, времени, места, силы памяти, и это всегда были очень интересные проекты на очень злободневные и важные темы для нашего общества. У меня, как и у всех остальных директоров или сотрудников разных институций в Москве, есть страх, что ГЭС-2 после ее ухода может стать гораздо менее острым, интересным и гораздо более консервативным. Мы, конечно, надеемся, что так не случится. Тереза была лидером мнений. Надежда у всех нас, и в том числе у сотрудников других институций, якобы конкурирующих, что [новый директор] задаст новую планку и мы будем становиться культурной столицей современного искусства».
Кто-то предполагает, что арт-менеджер могла просто отстаивать свои взгляды, ведь современное европейское искусство все-таки по природе своей опасно и по-разному воспринимается, в том числе представителями российской элиты. Имеет право на существование версия, что кому-то могла не понравиться скандально известная «Глина № 4» на набережной. Возможно, до Михельсона дошли это сигналы, и он посчитал, что не стоит излишне увлекаться совсем радикальным искусством.
В любом случае у Мавики и Михельсона много пересечений. У них дружат дочери, Грета и Виктория, а именно Виктория Михельсон начала приобщать отца к искусству, напоминает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Согласно официальной информации*, теперь Тереза Мавика будет курировать деятельность фонда V-A-C в Венеции. Она сохранит членство в совете директоров и будет сотрудничать с Леонидом Михельсоном на правах советника по международным проектам.
* Есть в распоряжении Business FM