Владимир Путин поручил кабмину приостанавливать работу шахт, если там найдут нарушения. Об этом сообщается на сайте Кремля. Соответствующие указания российский президент дал еще в начале декабря по итогам совещания в угольной отрасли Кузбасса. Поводом для совещания стала ноябрьская авария на шахте «Листвяжная», в результате которой погиб 51 человек, еще 106 пострадали.

Глава страны поручил правительству внести поправки в КоАП, которые позволят приостанавливать работу шахт в случае, если на производстве не соблюдаются требования к проведению дегазации при добыче угля. Также при необходимости нужно принять меры по последовательному выводу из эксплуатации угольных шахт с высоким риском аварийности и проанализировать исполнение поручений после ЧП на шахтах «Распадская» и «Северная».

Изменения должны коснуться и увеличения компенсационных выплат на опасном производстве за счет владельца, и повысить ответственность работодателей за нарушение обязательств по охране труда шахтеров. Комментирует председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) Иван Мохначук:

Иван Мохначук председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности«Проблема ведь не в том, сколько много платить либо мало, сколько стоит, по сути, жизнь шахтера. Проблема в том, чтобы создать все условия для безопасного труда, чтобы шахтер живой, здоровый мог прийти на работу и живой, здоровый вернуться домой, — и тогда не надо платить. А если собственник будет знать, что он за это отвечает своими деньгами, то я глубоко убежден, что он будет делать максимум, чтобы эти деньги сэкономить для себя любимого. Я участвовал в обсуждении этой темы 2 декабря у президента, и в устном порядке уже был дан ряд поручений, мы это прекрасно предвидели, понимали, поэтому мы как профсоюз, не ожидая окончательного поручения президента, которое сегодня вышло, я так понимаю, из-под пера и за подписью президента, мы вступили в переговоры с собственниками и ведем переговоры: первое — это по повышению минимальной тарифной ставки из расчета 13 тысяч 800-900 рублей первый разряд на основных работах, чтобы увеличить условно-постоянную заработную плату и максимально уйти от заработной платы в зависимости от объема произведенной продукции — то, что поручил президент».

Впрочем, вряд ли поправки в КоАП серьезно усложнят жизнь предприятиям угледобывающей промышленности, считает журналист областного экономического еженедельника «Авант-партнер» Игорь Лавренков.

Игорь Лавренков журналист областного экономического еженедельника «Авант-партнер» «Практика эта очень широко распространенная. Думать о том, что шахта работает и никто ее не трогает, неверно, это на самом деле не так. Проверки происходят постоянно, и очень часто суды выносят различного рода решения. Какое-то время назад стала выявляться практика, когда вместо полной приостановки стали вводить (и это было, наверное, и технически, и с правовой точки зрения правильно) частичную приостановку. С моей точки зрения, тотальная остановка — очень жесткое наказание. Если речь идет об ужесточении штрафов, я считаю, что это очень разумное наказание. Усиление ответственности на бизнес не повлияет. Все те организационные меры, которые можно и которые реально принимают угольщики, финансовые издержки, которые они могут понести, на мой взгляд, они совершенно несущественны, потому что речь идет о каких-то процентах в общем объеме выручки, может быть, 1% или 2% производственной деятельности — никакой серьезной угрозы нет. Возможно, у них немного замедлится развитие, поскольку будут дополнительные проверки, будут дополнительные требования, придется менять проектную документацию, придется что-то добавлять из техники и оборудования».

В декабре был арестован президент холдинга «Сибирский деловой союз», который владеет шахтой «Листвяжная», Михаил Федяев. Кроме него, полиция арестовала руководителя «СДС-Угля» Геннадия Алексеева, технического директора компании Антона Якутова, а также главного инженера ООО «Шахта «Листвяжная» Анатолия Лобанова. Всех их обвиняют в нарушении требований промышленной безопасности производственных объектов, которое повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц. Федяеву также предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, повлекшем тяжкие последствия. Бизнесмен заявил, что его компания готова не только выплатить денежную компенсацию семьям пострадавших, но и погасить все их кредитные обязательства. Максимальное наказание по статье Федяева — десять лет.