В Туркмении на 12 марта назначены внеочередные президентские выборы
Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов объявил, что принял «непростое решение о себе» и назначил дату выборов. Эксперты затрудняются с ответом, готов ли он действительно передать полномочия или это «восточная хитрость», чтобы оценить степень своего влияния?
Читать на полной версииВ Туркмении 12 марта состоятся внеочередные выборы президента, сообщает ТАСС со ссылкой на ЦИК Туркменистана.
Накануне вечером на заседании верхней палаты парламента 64-летний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что два года назад «достиг возраста пророка и хочет сегодня обсудить непростое решение о себе, к которому пришел». И добавил — молодым нужно дать дорогу к госуправлению страной.
В ноябре прошлого года президент Туркменистана поручил своему единственному сыну, вице-премьеру по экономике 40-летнему Сердару Бердымухамедову контролировать нефтегазовый комплекс страны.
В Туркменистане нет поста премьера, правительство возглавляет президент. Он избирается непосредственно гражданами страны, сроком на семь лет. Последний раз выборы президента Туркмении прошли в 2017 году. Следующие должны были состояться в 2024-м. Что может быть главной причиной такого решения и кто возможный преемник?
Об этом Business FM поговорила с кандидатом политических наук, ведущим научным сотрудником ИНИОН РАН Центра междисциплинарных исследований Максимом Вилисовым:
— Основной причиной является в данном случае, наверное, проблемы со здоровьем у действующего президента, причем, скорее всего, весьма серьезные, которые заставляют проводить вот такую рокировку в сжатые сроки.
— Что можно сказать о возможном преемнике, кто им будет?
— В случае в Туркменистаном что-то говорить уверенно практически невозможно, это очень закрытая в информационном плане страна. Вот уже слухи какие-то поползли, звучало про сына, но вообще смысл назначения вот таких вот внеочередных и очень быстрых, как мы видим, по срокам выборов, всегда в том, чтобы сохранить интригу и контроль над ситуацией. Поэтому я думаю, что достаточно долгое время будет сохраняться неопределенность, но и в это время будут вестись кулуарные переговоры, в том числе и международные. Для всего мирового сообщества с выборами в Туркменистане обычно все понятно, но ближайшие страны-партнеры и, так скажем, соседи заинтересованные, конечно, будут внимательно следить, я надеюсь, что будут вовлечены в процесс. В этом случае, конечно, речь идет прежде всего о Китае, о России, о соседних странах — Казахстан, Узбекистан, возможно, Иран, ну то есть те страны, которые связаны экономическими отношениями с Туркменистаном прежде всего в энергетической сфере. Ну и как мы понимаем по составу этих стран, вряд ли какие-то консультации будут публичными.
Основным кандидатом скорее всего является сын нынешнего президента — Сердар Бердымухамедов, считает эксперт по Центральной Азии и научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров:
— Какая реакция Москвы может быть на этот транзит власти?
— Я думаю, Москва в курсе происходящего, Сердар приезжал в Москву в прошлом году, он встречался и со всеми представителями власти в России, он получал одно из своих образований в Дипломатической академии России, поэтому мне кажется, что Москва здесь держит руку на пульсе, не имеет ничего ни против, ни за.
Верхняя палата парламента Туркмении приняла так называемую «Национальную Программу социально-экономического развития государства на 2022 — 2052 годы». Представил ее Сердар Бердымухамедов. Детали программы пока неизвестны, но, вероятно, в ней будут описаны и механизмы передачи власти в Туркменистане.