Европейские авиакомпании массово отказываются от полетов на Украину. Отменяют рейсы Air France, Lufthansa, Swiss Air, Austrian Airlines. Ранее аналогичное решение приняли «Скандинавские авиалинии» и KLM. Чем все это чревато для авиарынка?

Если посмотреть на табло киевского аэропорта «Борисполь» за воскресенье, 20 февраля, то из Парижа в Киев и из Киева в Париж летело по два рейса Air France. Один — в Вену, бортом Austrian Airlines. По два рейса в Мюнхен и во Франкфурт бортами Lufthansa. Последний перевозчик приостановил сообщение с Киевом и Одессой, полеты во Львов пока будут продолжаться. Austrian Airlines до конца февраля приняла аналогичное решение. Полеты три раза в неделю продолжатся только во Львов. Этот город вообще становится условной второй столицей: ранее ряд западных стран перевели туда свои посольства. Можно ли переправить во Львов часть рейсов или там недостаточно емкостей, чтобы компенсировать потери?

Мнение исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Никаких проблем с точки зрения организации обслуживания дополнительного количества рейсов, перенаправляемых из Киева и Одессы, у Львовского аэропорта нет, хотя авиакомпании стараются выбирать удобные для пассажиров время прибытия и отправления. Сделать так, чтобы каждая авиакомпания, переносящая свои рейсы, получила удобный слот, достаточно сложно. Для авиакомпаний это отчасти могло бы быть даже и плюсом, потому что полетное время из большинства пунктов на территории стран Евросоюза до Львова меньше, чем до Киева. И хотя несущественная разница, но в данном случае любая экономия хороша. При этом конечно встанет вопрос и относительно доставки пассажиров далее от Львова до пунктов назначения».

Украина уже рапортует, что частично стабилизировала ситуацию с перевозками. Хотя европейцы приостановили полеты, все крупные украинские авиакомпании работают в прежних объемах, заявляют в офисе украинского президента. Ранее премьер Украины Денис Шмыгаль сообщил, что правительство выделило больше 16,5 миллиарда гривен — около 600 миллионов долларов — на гарантии для страховых и лизинговых компаний, чтобы гарантировать безопасность полетов над Украиной.

В руководстве авиакомпании «Международные авиалинии Украины», совладелец которой — Игорь Коломойский, заявили, что никаких дополнительных рейсов на замену немецкой Lufthansа МАУ не организовывали. Только увеличили вместительность самолетов для рейсов в тех направлениях. Но то, что число рейсов не уменьшится, можно заявлять уверенно, по сути, власти приняли решение: не хотите летать сами — будут летать наши, украинские, компании, считает украинский журналист, политолог Игорь Петрук:

Игорь Петрук украинский журналист, политолог «Правительство приняло решение об оказании финансовой помощи отечественным авиакомпаниям, которые будут компенсировать те рейсы, от которых отказываются западные компании. То есть если смотреть на это с точки зрения бизнеса, западные компании могут потерять немножко рынок. Над Украиной небо никто не закрывает, они сами оценивают риски. С учетом того, что Украина подписала с Евросоюзом соглашение об открытом небе. Как потом можно будет восстановить эти рейсы, если на эти линии выйдет украинская компания? Возможно руководство этих компаний не просчитало этих нюансов. Ну то есть то, что авиасообщение с Европой не прекратится, то что количество рейсов не уменьшится. А это можно заверять уверенно. У МАУ есть самолеты пока. Если принято такое решение, значит уже какие-то расчеты проводились».

Украинцы на этом фоне опасаются, что билеты в Европу подорожают: МАУ никогда не отличалась особой дешевизной. Так или иначе, большинство украинских авиакомпаний смогли уладить проблемы со страховыми компаниями, возникшие полторы недели назад. Речь шла о необходимости доплат за страхование военных рисков, причем в ряде случаев страховые компании угрожали вовсе разорвать контракты.