Фото: «ЛитРес»

  Дункан Кларк «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица»   Джек Ма построил технологическую корпорацию, стоящую миллионы, если не миллиарды долларов, соперничающую с Amazon, не имея технологического образования. В чем заключается «магия Джека»? Черта, которая отличает, пожалуй, всех знаменитых предпринимателей, — это умение абсолютно во всем видеть возможности для развития себя и своего дела. Юный Джек Ма начал учить английский еще тогда, когда в условиях «культурной революции» Китая это было сделать крайне сложно. Когда страна только-только начала открываться для иностранных туристов, он стал гидом и завел полезные знакомства, неустанно совершенствуя навыки коммуникации и знания языка. Чтобы наладить контакт с иностранной аудиторией, Джек часто приправляет свои речи отсылками к поп-культуре. Основателя Alibaba в равной степени обожает слушать и китайская, и англоязычная аудитория. В книге Дункана Кларка, однако, вы найдете не только многогранный портрет Ма, но и его принципы ведения бизнеса. Вот один из них: «В первую очередь — клиенты, во вторую — сотрудники, в третью — акционеры».  

Фото: «ЛитРес»

  Ковадонга О’Ши «Феномен ZARA»   Долгие годы личность Амансио Ортеги, легендарного основателя компании Inditex, куда входят популярнейшие бренды одежды Zara, Bershka, Massimo Dutti и другие, оставалась загадкой. Книга журналистки Ковадонги О’Ши дает необходимые ответы, хоть и она, стоит признать, изрядно комплиментарна. Ортега начинал как продавец одежды в небольшом магазинчике-ателье, и его же он считает основной бизнес-школой. Хозяин магазина любил свой товар, а юный консультант был одержим лишь одной идеей — продать, поэтому Ортега всегда внимательно наблюдал за тем, что нравится покупательницам и покупателям. Эта годами отточенная способность помогала ему безошибочно угадывать, что будет пользоваться спросом. Конечно, это не единственный секрет успеха бизнесмена. Для постоянного развития такого огромного бизнеса необходимо быть гибким, внимательно слушать экспертов, которые разбираются в предмете лучше, чем ты сам, и не бояться неизбежных сложностей. Ортега вспоминал: «Нельзя пугаться из-за кризиса, потому что страх парализует. Я помню, что, когда был ребенком и возвращался домой поздно, шел пару километров от станции и иногда чувствовал себя настолько испуганным, что с трудом мог пошевелиться. Страх связывает тебя. Ты всегда должен быть готов рисковать».  

Фото: «ЛитРес»

  Линдер Кани «Тим Кук»   В 2011 году Тим Кук стал CEO Apple. Кто мог заменить харизматичного лидера, гения со сложным характером и невероятным видением? В компании предрекали новый пост не менее легендарному дизайнеру Джонни Айву. Однако тот хотел сосредоточиться на том, в чем он лучше всех: на создании продуктов. Управление компанией отошло Тиму Куку, немного застенчивому, методичному, в хорошем смысле скучному управленцу. Злые языки предрекали Apple крах. Но после того, как делами стал заправлять Кук, корпорация стала самой дорогой на планете, первой в истории компанией стоимостью триллион долларов! Как ему это удалось? В отличие от Джобса, любившего провоцировать конкуренцию между командами, Кук выстроил отношения, основанные на сотрудничестве. Он не только сохранил управленцев, работавших в компании во времена предыдущего директора, но и пополнил штат компании не менее талантливыми, высококлассными специалистами. С теми же, кто провоцировал конфликты, Тим Кук незамедлительно попрощался. Он твердо верит, что у компании должны быть и хорошая стратегия, и правильные ценности. Подробнее о принципах новой Apple читайте в книге.  

Фото: «ЛитРес»

  Говард Бехар, Джанет Голдстайн «Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks»   Говард Бехар, бывший президент Starbucks, раскрывает секреты успеха компании. Есть чему удивиться: открывшийся в Сиэтле в 1971 году крошечный магазин по продаже кофе превратился в транснациональную корпорацию. На конец 2021 года по всему миру насчитывается почти 34 тысячи заведений сети! Бехар рассказывает о своем пути в компании, сомнениях и сложностях, но отмечает и победы, и удачные решения. Как и у многих других бизнесменов, в основе успешной деятельности лежат ключевые принципы, от которых менеджмент старается не отходить. Вот один из примеров: Starbucks стремится создать культуру самостоятельности, которая позволяла бы сотрудникам и партнерам на всех уровнях принимать решения, относящиеся к их работе. Пусть люди действуют самостоятельно, а не слепо исполняют жесткие должностные инструкции. Компания выходила на рынок в Торонто и договорилась об аренде участка земли в центре города. Однако владелец не сказал, что предыдущий арендатор планирует остаться на том же месте. Разразился скандал в местных СМИ: Starbucks вытесняет малый бизнес! Тогда глава отделения в Торонто решил действовать самостоятельно: он опубликовал в крупнейшей городской газете искреннее письмо, в котором объяснял позицию компании и обещал уступить участок прежнему арендатору. И хотя рекламное место в газете обошлось в 25 тысяч долларов, репутация бренда не пострадала. Кризиса удалось избежать благодаря самостоятельным действиям местной команды Starbucks.  

Фото: «ЛитРес»

  Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»   Илон Маск — фигура противоречивая. Миллионы фанатов по всему миру возлагают на южноафриканского гения надежды на спасение мира и скорейшую счастливую жизнь на Марсе. Менее восторженные критикуют Маска за токсичную рабочую обстановку в его компаниях и техноутопизм. Торгует ли он ложными надеждами или действительно за такими, как он, будущее? Журналист Эшли Вэнс пытается разобраться, всесторонне освещая персону Илона Маска и его деятельность. Героя своего он не идеализирует, но интригу создает мастерски. По ходу книги мы словно наблюдаем за развитием главного персонажа в компьютерной игре: Маск проходит уровень за уровнем, создавая и выгодно продавая все новые и новые стартапы. Не увлечься просто невозможно.  

Фото: «ЛитРес»

  Гай Кавасаки «Уроки жизни иконы Кремниевой долины»   Гай Кавасаки входит в число самых известных сотрудников Apple. Именно он привнес в компанию концепцию «евангелизма» — такой сильной веры в технологичный продукт, когда клиенты фанатично советуют его своим друзьям. «Уроки жизни» — не столько мемуары, сколько сборник коротких историй из жизни предпринимателя, дополненных выводами и советами для последователей. Это и не классическая история успеха, когда все, что делает герой, направлено на достижение высочайшей цели, это скорее ода методичной и упорной работе. Его книга для тех, кто хочет быстро вдохновиться, и лучше всего подойдет молодым бизнесменам. Вот один из советов: нет ничего плохого в том, если ваша мотивация строится на простых приземленных вещах. Сам Кавасаки говорит, что вовсе не хотел изменить мир, он всего лишь хотел водить классную машину.  

Фото: «ЛитРес»

  Олег Тиньков «Я такой, как все»   Крайне необходимый во времена кризисов российский опыт. Олег Тиньков ярко, живо и в подробностях рассказывает, как начинались самые первые из его бизнесов: магазины «Техношок», заводы по изготовлению замороженных полуфабрикатов «Дарья», сеть ресторанов и пивоваренная компания «Тинькофф». Люди, заставшие девяностые, с ностальгией вспомнят «золотую лихорадку» тех времен, когда предприниматели наживали огромные состояния в течение пары лет и так же стремительно их теряли. Бизнесменам поколения Y и Z рассказ Тинькова поможет понять, что возможности для процветания есть всегда. По всей книге щедро рассыпаны советы и максимы, которыми руководится автор. «Все, что я делаю, базируется на экономическом смысле. Конечно, бывает благотворительность, помощь, забота, но я считаю, что, если человек тратит свое время – десятки часов в месяц, он должен получить за это вознаграждение». Подробный рассказ о создании Тинькофф-банка читайте в продолжении — «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире».  

Фото: «ЛитРес»

  Фил Найт «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем»   Есть расхожий совет о построении бизнеса на страсти: если вы будете заниматься тем, что любите, вы с большей вероятностью преуспеете, чем если начнете продавать то, что проще. История Фила Найта, орегонского студента и бегуна на средние дистанции, полностью его подтверждает. В 1962 году Найту не хватало качественной спортивной обуви. Он занимает у отца 50 долларов и летит в Японию договариваться о первых поставках кроссовок. Спустя 50 лет компания, которую мы знаем как Nike, имеет годовой оборот более 30 миллиардов долларов, а бренд является самым дорогим в мире среди спортивных товаров. Фил Найт искренне рассказывает о сложных моментах: от самых первых переговоров с японскими поставщиками до неудачных презентаций, внезапно обернувшихся триумфальными. На одной из них и возникли и название бренда Nike от имени Ники, богини победы, и знаменитая галочка, «свуш» — звук, когда перед вами кто-то проносится.  

Фото: «ЛитРес»

  Роберт Айгер «Умение предвидеть. Чему я научился за 15 лет на посту главы Walt Disney»   Новинка, у которой есть все шансы стать бестселлером. Роберт Айгер возглавлял легендарную The Walt Disney Company на протяжении 15 лет. При нем в портфеле брендов оказалась и передовая студия анимации Pixar, и невероятно успешная супергеройская франшиза Marvel. Не говоря уже о собственных прибыльных проектах мультипликационной студии, продаже сувенирной продукции и управлении парками развлечений! В этих мемуарах фигура автора, конечно, важна, но самое интересное — захватывающие сделки. Айгер мастерски передает напряжение, которое охватывало участников, невероятные надежды, досадные неудачи. Книга могла бы стать отличной основой для сериала. Кто знает, может, у корпорации Disney есть и такие планы?  

Фото: «ЛитРес»

  Дэвид Рубенштейн «Быть лидером. Правила выдающихся СЕО, политиков и общественных деятелей XXI века»   Концентрированный опыт поистине влиятельных людей. Дэвид Рубенштейн поговорил с тридцатью деятелями и узнал у них не столько пресловутые секреты успеха, сколько этические максимы, которыми они руководствуются. Среди интервьюируемых и создатели высокотехнологичных компаний, как Билл Гейтс и Джефф Безос, и творческие персоны, от виолончелиста Йо-Йо Ма до телеведущей Опры Уинфри. Остановлюсь на ее персоне. Деятельность Опры изменила жизнь многих людей: она вдохновляет и мотивирует миллионы зрителей по всей Америке. В фундаменте ее работы — убеждение, что в основе человеческого опыта лежит нечто общее. Вот что она сама говорит: «Чего все мы хотим, так это иметь возможность прожить жизнь, достигнув высшей степени самовыражения как личность. Это желание не ослабевает до нашего последнего вздоха. Какое самое истинное, высшее видение своего предназначения вы определили для себя? Каких бы высот в жизни вы ни достигли, впереди всегда есть еще одна высота. И она будет вас манить до конца». Самое время поработать с вашими собственными ценностями: как показывает опыт многих и многих выдающихся людей, это основа процветания во все времена.