Финская «дочка» государственного железнодорожного оператора Финляндии VR Transpoint с полудня воскресенья приостановила прием грузовых поездов из России. Возврат вагонов из Финляндии в Россию пока продолжится. Кого это затронет?

«Из-за санкций против Российских железных дорог (РЖД) продолжать движение на восток пока невозможно. VR Group обязана соблюдать санкции, введенные Западом», — цитирует заявление президент VR Transpoint Мартти Коскинена РИА Новости. И хотя российская сторона говорит о том, что вопрос это спорный, так как в перевозках участвовали и компании, не попавшие под санкции, факт есть факт.

Известно, что через финскую Котку идет значинательная часть контейнернов с товарами из Китая. Но их в основном дальше везут на фурах в Торфяновку. Закрытие железнодорожных перевозок затронет в первую очередь экспортеров, считает руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Восточной Азии группы компаний AsstrА Владислав Мартин:

Владислав Мартин руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Восточной Азии группы компаний AsstrА «Фактически импорта на территорию России с Финляндией по ж/д нет. Общий объем того, что импортируется в Россию из Финляндии, — это всего лишь 4% от того, что импортируется в Финляндию из России по ж/д. Поэтому 96% вагонов возвращаются пустыми. А вот с экспортом другая история: это лес, различные минеральные ресурсы, нефтепродукты, уголь, металлургическая промышленность. Что касается транзита из Китая, в последние годы был активный рост, и планы и у Китая, и у Финляндии были довольно большие. Даже говорили, что Финляндия станет новым Калининградом на Новом Шелковом пути. Сейчас все эти планы пошли прахом».

Остановка грузоперевозок особого значения не имеет, поскольку большая часть традиционного по этому пути экспорта и так закрыта, так что это в некотором смысле констатация сложившейся до того ситуации, считает руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко:

Алексей Ярошенко руководитель лесной программы «Гринпис» «С точки зрения экспорта древесины это ничего не даст, потому что сейчас и так экспорт необработанной древесины в страны, которые называют сейчас «недружественными», он закрыт. Плюс ограничения на экспорт необработанной древесины хвойной вступили в силу с 1 января, поэтому в ту сторону это почти ничего не изменит. В обратную сторону, если говорить про лес, ну, это в основном было оборудование и химикаты, но основные финские поставщики оборудования лесного и так закрыли поставки, и основной поставщик химикатов для лесного комплекса, для ЦБК — это Kemira, она тоже закрыла поставки. Поэтому, по сути, остановка грузовых перевозок просто отражает то, что уже фактически сложилось.

Кроме того, с 28 марта прекращается пассажирское железнодорожное сообщение между Финляндией и Россией скоростными поездами Allegro, которые связывали Хельсинки и Санкт-Петербург. После отмены во время пандемии поезда «Лев Толстой» из Москвы это был единственный железнодорожный маршрут между Россией и Финляндией. Скоростной поезд был также популярен как средство достаточно удобного транзита в Европу и другие страны.