Кружки для будущих ученых и инженеров: кабмин утвердил концепцию развития допобразования до 2030 года
В России планируется создать и развить сети технологических кружков, где будут готовить будущих ученых и инженеров. Что о реализации инициативы думают педагоги?
Читать на полной версииКабмин утвердил концепцию обновления системы допобразования детей до 2030 года. Она предполагает выдачу сертификатов, по которым ребенок сможет посещать кружки и секции бесплатно. Кроме того, планируется выделить деньги на развитие и модернизацию инфраструктуры. В правительстве также хотят создать и развивать сети технологических кружков, в которых будут готовить будущих инженеров и ученых.
Комментирует директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина директор Института развития образования ВШЭ «Это развитие технического творчества, естественно-научных направлений, которые постепенно заметно сворачивались и составляли уже 4-5% в общей структуре направления дополнительного образования. Больше половины практически составляло художественное творчество, еще четверть — музыкальное творчество, туристско-краеведческая деятельность. А вот техническая, естественно-научная деятельность очень сильно была свернута. У нас школа достаточно серьезно предметно ориентирована, эти современные компетенции, связанные с умением работать с данными, информацией, анализировать, обобщать, благодаря таким направлениям в дополнительном образовании развиваются. [Такие кружки] — это также мотивация ребят с раннего возраста к научному поиску, к экспериментированию, этого тоже очень мало в нашей школе. Несомненно, мы постарались в последнее время вернуть лабораторные работы по физике, химии, биологии, школы оснастить, но они все равно встроены в логику такого дисциплинарного изучения предметов, они не дают пространства и свободы вот именно для научного поиска и экспериментаторства, того, что дают программы дополнительного образования».
Есть ли специалисты, готовые вести научные и инженерные кружки? Рассуждает директор московского Центра образования № 548, народный учитель России Ефим Рачевский:
Ефим Рачевский директор московского Центра образования № 548, народный учитель России «Слава богу, сняты ограничения. Был период, давнишний период, лет 12-15 назад, я уже не помню, когда этим могли заниматься только люди с педагогическими образованиями. Теперь это ограничение абсолютно снято. Если ты специалист, допустим, по железнодорожному транспорту, пожалуйста, открывай клуб «Юный железнодорожник». Хватает ли людей, специалистов и так далее? Я бы сказал так: как правило, да, но все зависит от географии. Если это крупный мегаполис, такой как Москва, Новосибирск, Екатеринбург, естественно, там сама структура экономики занятости людей настолько разнообразна, что обязательно находятся энтузиасты. Кстати сказать, потенциальные работодатели, настоящие, разумные работодатели берут на себя проведение подобного рода кружков и объединений за свой счет, потому что этим самым они обеспечивают и программу профориентации. Например, один из крупных московских аэропортов в нашей школе инициировал лет пять назад клуб любителей авиации. Выделили своих специалистов, не брали никаких денег, говорят: мы за свой счет. Цель одна: если из этих 15 ребятишек хоть трое потом будут поступать в МАИ и так далее, то это у них победа».
В кабмине заявили, что большое внимание в развитии допобразования планируется уделить детям с ограниченными возможностями и созданию всех необходимых условий, чтобы они смогли посещать любые интересующие их кружки.