Обновлено в 18:45

ЕС запретит российским судам заходить в порты Евросоюза, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Будет запрещен экспорт в РФ полупроводников, машин и транспортного оборудования на сумму 10 млрд евро.

Евросоюз остановит участие российских компаний в госзакупках в ЕС и любую финансовую поддержку для российских госорганов. Импорт угля из России на сумму 4 млрд евро в год тоже будет запрещен. ЕС запретит транзакции с четырьмя российскими банками, включая ВТБ.

Также Евросоюз намерен ввести ограничения для «российских и белорусских операторов автомобильного транспорта». Как это скажется на грузоперевозках? Комментирует директор по развитию «FM Logistic Россия» Алексей Мисаилов:

Алексей Мисаилов директор по развитию «FM Logistic Россия»«Идет очень много спекуляций на тему ограничения перевозок из ЕС в Россию, и, наоборот, из России в ЕС. Конечно, нам нужно дождаться официальных документов, я думаю, это будет в ближайшее время, но, по последним источникам, речь идет именно о российских перевозчиках, то есть, по сути, это перевозчики, которые ходят под российским флагом, у которых номера российские. Насколько это серьезно ударит по логистике, которая до сих пор еще существует? Логистике как в страны ЕС, так и из стран ЕС сухопутным способом, то есть перемещаясь через автомобильный пункт пропуска. Я могу сказать, что парк автомобилей, который сейчас работает по этому направлению, не очень большой. В основном сейчас перевозки осуществляются либо польскими, либо литовскими, либо латвийскими транспортными компаниями, то есть это компании, которые ходят именно под флагами этих стран. Изначально логистический рынок автомобильных перевозок состоял из набора перевозчиков из разных стран. Если брать в процентном отношении, доля российских перевозчиков в этом пироге составляла не более 15-20% максимум. До кризисной ситуации относительно дешевый лизинг и финансирование в Европе, в том числе фокус государственной поддержки этой отрасли, таких государств, как Польша, Литва, Латвия, дали возможность именно в тех странах создать большие парки автомобилей, и именно этими парками пользовались компании, как российские, так и европейские, для перевозки грузов через границу ЕС. По сути, эти компании уже существовали на рынке, и они продолжают сейчас работать, пусть в меньшем объеме, пусть с ограниченными возможностями, но именно они сейчас глобально перевозят все грузы. Могу сказать, что логистика не закроется, эти грузы будут перемещаться, если даже российским компаниям закроют доступ к перевозке в Европу или наоборот».

Также в Еврокомисссии заявили, что работают над дополнительными санкциями, в том числе в отношении импорта нефти. Рассматриваются «некоторые идеи государств — членов ЕС», такие как специфические каналы оплаты за товары в виде эскроу-счетов и специфические пошлины.

Глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что новый пакет санкций будет согласован уже сегодня. По словам госсекретаря по европейским делам Клемана Бона, ограничения, «скорее всего», вступят в силу уже завтра, пишет РБК.

Означает ли это полную остановку торговли с ЕС? Комментирует профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Портанский:

— Закрытие морских и сухопутных границ для российских перевозчиков — как это понимать? Это означает полное сворачивание торговли с Европой?

— Это только планируется, и я полагаю, никто пока еще до конца не представляет последствий этого решения, ни в ЕС, ну и мы тоже сами с трудом можем представить, потому что ничего подобного никогда прежде не было вообще. Я думаю, что среди государств ЕС не будет абсолютного единства по данному вопросу. Но мы знаем, что Германия занимает особую такую позицию, не спеша вводить такие предельные ограничения. Но если даже себе представить, что такое решение будет принято, доставка грузов будет гораздо-гораздо дороже, будь то по Балтийскому морю или через Турцию, любые эти пути станут дороже.

— Какие это пути? Мы правильно понимаем, что Турция здесь может стать заменой?

— Теоретически да, но, опять же, плечо доставки огромное просто. Ну и вот Балтика рассматривается. Но Балтика, опять же, до конца ситуация не ясна, потому что Калининград тогда может оказаться отрезанным вообще. Но если он не будет отрезанным, тогда между Калининградом и Петербургом по морю, вот так предполагается.

— Если заблокировать и Калининград, вообще, наверное, равновесно полноценной блокаде. Это реалистично, как вы считаете?

— Мне представляется это нереалистичным. Еще раз повторяю, они сами до конца в этом не уверены, поэтому предполагать такой сценарий бы не стал.

— Пришли мысли о семенном фонде и об упаковке Tetra Pak, как вы думаете, по ним какие могут быть решения?

— Tetra Pak, у нас только что сегодня по телевизору показали, что где-то там, я не знаю, изобрели упаковку, конечно, она не заменит всего объема, который обеспечивал Tetra Pak. По семенам тоже будет провал, эксперты уже говорили сельского хозяйства, что это может сильно отразиться на урожае в негативном плане, потому что мы семена в значительной степени получали из-за рубежа, и всякие там добавки, необходимые для сельского хозяйства, мы это получали из-за рубежа. Поэтому здесь тоже может быть провал.

По данным Reuters, новый пакет санкций может запретить импорт в ЕС российского цемента, древесины, каучука и химикатов, а также икры и водки. А европейские поставщики не смогут отгружать России полупроводники и оборудование, в том числе для добычи сжиженного газа. Ранее CNBC передавал, что будут ограничены ввоз в Россию авиатоплива, изделий из стали и предметов роскоши.

С уже действующими ограничениями запрет на операции с российскими перевозчиками мало что изменит, считает управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

— В российский морской регистр введен запрет на его жизнь и функционирование в Европе, собственно говоря, это уже закрыло морских перевозчиков. Железнодорожный перевозчик у нас один в стране — это РЖД. Собственно говоря, с ним Европа никак не контачит, потому что операции по российским железным дорогам с Европой не производятся, она функционирует через белорусскую чугунку. Формально как бы операторами являются частные компании. РЖД здесь, собственно говоря, никаким боком не касается Европы, скажем так. С точки зрения логистики ни Bloomberg, ни Reuters, ни The Wall Street Journal, никто из них, могу точно сказать, что одна из трех ни фраз, а высказываний, мыслей является правдивой.

— Теоретически, если мы говорим не о подсанкционных товарах, неподсанкционные товары, которые хотят прибыть в Россию, но не могут, потому что границы закрыты. Если мы направляем через Турцию, насколько возрастает стоимость?

— Стоимость логистики за два ковидных года выросла так, что еще одно небольшое повышение вообще никак не скажется.

— То есть реалистичный вариант использовать Турцию в этом смысле?

— Естественно, да, конечно. Ближайшие турецкие порты находятся в непосредственной близости к ближайшим российским портам. У нас и сейчас по факту границы закрыты, то есть те очереди, которые на польско-белорусской границе сегодня находятся, это фактическое закрытие.

Евросоюз пока не планирует вводить санкции в отношении нефти и газа, утверждает агентство Bloomberg. Но ряд министров экономики ЕС уже подтвердили готовность усилить санкции против РФ, в том числе против энергетического сектора.