Минтранс предупредил о возможном оттоке российских пилотов за рубеж
Это может привести к дефициту летного состава. Сейчас из-за санкций и снижения пассажиропотока в простое находятся 10% пилотов. Возникнет ли дефицит пилотов в России?
Читать на полной версииКак узнала газета «Коммерсантъ», Минтранс опасается оттока пилотов в зарубежные авиакомпании. Это следует из проекта комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. В министерстве ежемесячно получают около 70 обращений от иностранных авиавластей с просьбой подтвердить сертификат специалиста, чтобы решить, брать ли их на работу.
Решить проблему Минтранс думает за счет профильных учебных заведений, чтобы в 2025-2029 годах их оканчивали по 806 человек.
При этом сами пилоты такой проблемы пока не видят, но указывают на возможные сложности с трудоустройством в России с учетом падения перевозок. Этот пункт не прописан в документе Минтранса. Хотя само ведомство допускает, что к 2025 году пассажиропоток может снизиться в полтора раза, почти до 60 млн человек. Эксперты считают, что к этому моменту около половины персонала отрасли могут остаться без работы. Во время прежних кризисов российские пилоты находили работу в Китае, во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Но сейчас с этим могут быть проблемы из-за санкций и ковидных ограничений в Китае. Комментирует генеральный директор агентства «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко:
Анастасия Мирошниченко генеральный директор агентства «Авиаперсонал» «У нас чуть больше 10% среди летного состава и больше 5% бортпроводников сейчас находятся в простое. Сокращаемых пока не так много, но есть. Минтранс пишет о том, что 70 запросов приходит, но непонятно, за какой период. Есть периоды сезонные, есть периоды, когда, как это было с Китаем, была жуткая нехватка и очень быстро рос рынок в Китае, тогда были запросы, но потом это прекратилось. Поэтому оценить цифру сейчас трудно, но мы понимаем, что за рубежом, несмотря на восстановление перевозок после пандемии, сейчас будет точно стагнировать с учетом санкционного давления. Во-первых, рынок еще не восстановился нигде после пандемии, при этом еще эксперты ожидают стагнацию. Поэтому вряд ли в самое ближайшее время будет резкая нехватка, которая потребует привлечь российских пилотов. У нас есть очень большая поддержка от правительства, во-первых, она была и в пандемию, и мы заняли первое место в мире по росту внутри региональных перевозок, об этом говорили все международные организации. Я думаю, что сейчас мы снова сможем это повторить с учетом помощи правительства. Поэтому мы можем пройти по умеренному или даже оптимистичному сценарию, и таким образом мы не потеряем персонал. Но тут большая проблема, потому что надо регулярно поддерживать квалификацию и вкладывать в это много денег. Поддержка квалификации пилоту обходится порядка миллиона рублей, чтобы человек постоянно обучался, ходил на тренажеры и так далее. Это большой вопрос, и мы над этим сейчас работаем, с привлечением субсидий, бюджетных средств, для того чтобы поддержать квалификацию своему производственному составу».
Еще одна проблема, на которую указывают некоторые эксперты авиаотрасли, — снижение традиционно высокого уровня дохода авиаперсонала, особенно летного состава. До пандемии линейные пилоты на популярных типах бортов получали 300-500 тысяч рублей в зависимости от налета. Сейчас из-за сокращения числа рейсов, санкций и отсутствия полетов в Европу их доходы упали на 50-60%. При этом в «Аэрофлоте» нет простаивающих пилотов, а доходы в среднем остаются на уровне аналогичного периода прошлого года, учитывая, что февраль-апрель — традиционно месяцы с низким налетом. Комментирует старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион авиа» Алексей Базеев:
Алексей Базеев старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион авиа» «Рейсов стало меньше куда? За границу. В основном пострадали чартерные компании. А те, которые занимаются линейными перевозками, нет, в общем-то, по России, по странам СНГ и Юго-Восточной Азии все открыто. Сейчас тем более весь бизнес сместился в Юго-Восточную Азию, и поэтому, насколько я знаю, я уже не действующий пилот, но знакомые, которые еще летают, нарастили полеты в Юго-Восточную Азию раза в два. Поэтому особо без работы не сидят. Другое дело, что в Европу было много, этот участок работы выпал, но это у кого как, а у кого и не было особо в Европу полетов. Поэтому компании, особенно региональные, например сибирские, которые летали именно в Юго-Восточную Азию, Индию, у них все нормально».
Как узнала газета «Ведомости», Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров попросил президента помочь Госкорпорации по организации воздушного движения. Там, в частности, пожаловались на массовые сокращения персонала и попросили о господдержке. Субсидию оценили в 15 млрд рублей. Деньги обещают вернуть в течение пяти лет после начала активной авиационной деятельности в стране.
Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний сейчас в десять раз ниже, чем для иностранных, а доходы предприятия не смогут восстановиться в этом году даже при росте внутренних перевозок в два раза, отметили в профсоюзе. Эксперты считают, что организации нужны более системные решения.