В Северной Ирландии на выборах впервые за 100 лет победила партия Sinn Fein (дословно — «Мы сами»), которая выступает за отделение от Великобритании и за присоединение к Республике Ирландия.

Партия получит 27 мест в ассамблее Северной Ирландии, оттеснив на второе место Демократическую юнионистскую партию (DUP), выступающую за союз с Англией, которая получила 24 голоса.

С победой националистов шансы на присоединение Северной Ирландии к Ирландии возрастают. Но ждать, что это произойдет быстро, скорее всего, не стоит. Хотя то, что Ирландская Республика входит в ЕС, а Северная Ирландия как часть Великобритании — нет, может стать дополнительным фактором из чисто прагматических соображений. Говорит руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина:

Людмила Бабынина руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН «Такая возможность прописана в соглашении Страстной пятницы 1998 года, и если будет референдум, который даст результат в пользу объединения. Но на сегодняшний момент, скорее всего, говорить о том, что вот прямо завтра будут проводить такой референдум, наверное, нет смысла. И Sinn Fein, и другие проирландские партии понимают, что все-таки общество остается расколотым, но подготовить почву для проведения такого референдума в будущем Sinn Fein, которая никогда не убирала этот пункт из своей программы, из повестки дня, и активизировала его после Brexit, конечно, может. Существует протокол об Ирландии и Северной Ирландии, и этот протокол — составная часть соглашения о выходе Соединенного Королевства из Европейского cоюза. По этому протоколу Северная Ирландия находится де-факто в правовом регулировании единого внутреннего рынка ЕС, оставаясь при этом таможенной территорией Соединенного Королевства. На практике это означает, что границы на острове не существует, она как была прозрачная, так и остается прозрачная, а таможенный контроль должен осуществляться в портах Северной Ирландии, то есть когда товары поступают из Великобритании в Северную Ирландию, то осуществлять все необходимые виды контроля должны в портах. И вот с этим возникла большая проблема, соглашение-то они подписали, а реализация его со стороны британских властей очень сильно хромала, поэтому год назад начались проблемы с поставками, началось недовольство жителей Северной Ирландии, которые ощутили дефицит каких-то необходимых товаров. С осени прошлого года ЕС предложил допускать с меньшим контролем товары, которые идут только в Северную Ирландию и не поступают в Республику Ирландия, которая является членом Европейского союза. Еще в 2017 году Европейский союз в одном из официальных заключений совета написал, что если такой референдум пройдет и он будет иметь положительный результат, то будет использован прецедент объединения двух Германий, ГДР и ФРГ, когда территория ГДР просто вошла в состав союза автоматически, потому что стала частью ФРГ».

Sinn Fein всегда находилась в жесткой оппозиции к Соединенному Королевству. И хотя партия это всегда отрицала, принято считать, что она является политическим крылом «Ирландской республиканской армии» (ИРА) — военнизированной террористической группировки. Кандидаты от партии избираются в парламент страны, но всегда отсутствуют на его заседаниях, так как для этого необходимо принести присягу королеве.

Сейчас, чтобы провести свои планы в жизнь, партии необходимо создать работоспособную коалицию и назначить первого министра североирландского парламента.