Клиенты российских сервисов аренды машин жалуются на то, что не могут взять авто в одном городе и сдать его в другом. Почему такая опция, в отличие от Европы, до сих пор недоступна в России? И появится ли она?

Москвич Максим раньше путешествовал на машине по европейским городам. Пользовался зарубежными сервисами Avis или Europcar. К примеру, брал в прокат автомобиль в аэропорту Барселоны, доезжал до Севильи и там его сдавал. В этом году житель столицы решил проделать то же самое с отечественными компаниями по аренде машин. Однако, к его удивлению, такой функции у российских сервисов не оказалось. При том, что один из них работает в 55 российских городах, рассказывает Максим:

«Прилетаем мы в Минеральные Воды, а улетаем из Махачкалы. Соответственно, хотели взять машину в Минеральных Водах и сдать в Махачкале, и выяснилось, что вот таких вот сервисов, как аналогов Avis и Europcar, в России просто-напросто нет. То есть ты можешь взять машину в одном месте, сдать ее должен там же. Причем даже крупные какие-то сети, которые позиционируют себя как такие всероссийские, все равно говорят, что нет, вы можете взять только там же, где вы ее брали, что кажется довольно странным. Получается, что из Сочи в Крым нельзя съездить, сдать там и наоборот. В общем, вот с такой проблемой столкнулись».

В некоторых сервисах взять машину в одном городе и оставить в другом нельзя, потому что она принадлежит физическому лицу. Такие компании арендуют авто у собственников, поэтому и работают только на территории их проживания. Об этом Business FM сообщили в сервисе проката автомобилей RentRide, куда редакция позвонила под видом клиента:

— Мы хотим из Сочи поехать в Симферополь. Сможем ли мы в таком случае в Симферополе эту машину и оставить, чтобы не переплачивать за то время, пока не будем на ней ездить?

— К сожалению, нет. Дело в том, что эти машины принадлежат частным лицам, то есть это не наши автомобили. Вы берете у частного лица в Сочи и должны сдать ее в Сочи тоже.

— Я вас поняла. А за доплату или, например, если сотрудника вашего брать, чтобы он потом ее отогнал?

— У нас есть собственники в разных городах, но офис только в Москве, поэтому он чисто физически не сможет ее перегнать.

Ряд компаний все же соглашаются за дополнительную плату отогнать авто туда, где вы его взяли. В службе «Прокат авто 24» Business FM рассказали, сколько будет стоить вернуть машину из Симферополя в Сочи:

— Это будет платная услуга, она будет стоить 15 тысяч рублей. Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Rapid — это один класс автомобиля — будет стоить 3 тысячи рублей, так как вы берете на сутки. Если брать на больше, то оно дешевле выходит.

— Три тысячи рублей всего вот за эти сутки? Получается меньше, чем мы доплатим за то, что мы оставляем в Симферополе.

— Да, это сама доставка, потому что менеджер будет ее гнать обратно, эту машину.

— А с Краснодаром получается, если мы там будет оставлять, поедем в ту сторону? То же самое будет, те же 15 тысяч?

— Десять тысяч.

— Там подешевле.

При таких условиях платить за то, чтобы представитель сервиса отогнал вашу машину, невыгодно. Те же 15 тысяч рублей — это пять дней аренды. Дешевле будет самому съездить из Сочи в Симферополь, отдохнуть там три дня и вернуться обратно. Хотя компания, куда мы позвонили, покрывает не один, а сразу три города. Так почему же она не разделяет свой автопарк? Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Компания, которая в Сочи находится, знает примерно уровень спроса на свои автомобили и исходя из этого держит необходимое количество машин в прокате. Спрос в Симферополе гораздо более, скажем так, периодичен и сезонен. В Сочи все-таки много людей круглый год живет, а Симферополь — это исключительно такая отпускная история летняя, поэтому компания опасается опять же, что машина будет простаивать, а для прокатной компании машина, которая стоит, это прямой убыток, это даже не недополученная прибыль, это прямой убыток, потому что машину нужно обслуживать, за ней следить, страховать и так далее, даже если она стоит на месте».

По мнению Артема Бобцова, из-за разных потоков туристов в ближайшее время вряд ли появятся сервисы, у которых будет подобная функция. Свою лепту вносит и экономическая ситуация — расширять свой автопарк ренткарам теперь будет проблематично.