«Сбер» отказался от покупки «Стокманна». Сделку расторгли по соглашению сторон, сообщили Business FM в пресс-службе «Сбера». Причина срыва договоренности — в санкциях против госбанка, говорят источники газеты «Коммерсантъ». По разным оценкам, сумма покупки могла составить до 1,5 млрд рублей.

«Сбер» собирался интегрировать «Стокманн» в свой маркетплейс «СберМегаМаркет» (бывший goods.ru). Несмотря на то что покупка сорвалась, товары «Стокманна» все равно будут представлены на маркетплейсе, заявили компании. Означает ли срыв сделки уход «Стокманна» из России? Рассуждает генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine Иван Федяков:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine «[На мой взгляд], конечно же, «Стокманн» уйдет из России, это вопрос времени, а сли они даже продолжат работать в России, они будут катастрофически убыточные. Масштабы «Стокманна» в России были невелики, условно говоря, сеть второго эшелона. Я не думаю, что это решение могло быть обоюдным, со стороны «Стокманна» я не вижу абсолютно никакой мотивации выходить из этой сделки, они еще до последних событий планировали так или иначе либо сворачивать бизнес, либо [продавать]. «Стокманн» не был успешной компанией на российском рынке, бизнес-модель «Стокманна» ориентирована на средний класс, за последние десять лет средний класс в России активно размывался. Эта сделка по покупке «Стокманна» скорее была для «Сбера» интересной перспективой, они могли создать уникальный онлайн- и офлайн-маркетплейс, которым на российском рынке я аналогов не вижу, где онлайн- и офлайн- торговля могла бы дополнять друг друга. Такая коллаборация могла бы обеспечивать мощный синергетический эффект. После 24 февраля все радикально поменялось, перспективы развития проекта «СберМегаМаркет» практически стремятся к нулю. Вполне возможно, этот проект будет свернут в ближайшее время, скорее всего, «Стокманн» получит какую-то компенсацию за отказ от сделки со стороны «Сбера».

Сейчас все планы «Сбера» по масштабированию пересматриваются, утверждает собеседник газеты «Коммерсантъ». Для «Стокманна» наличие банка под санкциями в числе акционеров могло ограничить работу с западными брендами. Найти другого покупателя «Стокманну» в текущей ситуации можно, но сложно, считает директор инвесткомпании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко:

Алексей Кривошапко директор инвесткомпании Prosperity Capital Management «Простое техническое объяснение, моя рабочая гипотеза: поскольку сделку нужно закрыть, надо подписать обязывающие документы, они не могут подписывать с ними обязывающие документы и деньги принимать не могут. Продавец — это все-таки финская компания, а «Сбер» находится в букете разных санкций, вот и все. Для меня это вообще загадочная была транзакция, потому что банку такая конструкция не нужна, маркетплейсы — это бизнес, когда ты показываешь товары третьих сторон у себя на платформе, когда их покупают, ты берешь с продавца комиссию. «Стокманн» — ограниченный в России игрок, в целом неинтересен как точка для роста. Нанять десять человек, менеджеров, которые подпишут договоры, [разработать] IT систему и повесят все себе на сайт, как это сделали Wildberries или другие. Не нужно покупать склады с лежащими на них товарами, это другая бизнес-модель, в этом не было стратегического смысла, мне казалось, что это скорее закрытие какого-то кредита, нежели продуманная стратегическая транзакция. В России много денег, много рублей, кто-то оценит этот старомодный бизнес по продаже сорочек и галстуков, какие-то россияне вполне могут его купить, но я не думаю, что «Сберу» нужно что-то похожее».

«Сбер» договорился о покупке 100% «Стокманна» в России в январе, оформить продажу планировали в первой половине года. Сумму сделки стороны не раскрыли.

Сбербанк попал под санкции США после начала спецоперации на Украине. На этом фоне «Сбер» решил избавиться от нескольких непрофильных активов — агрегатора такси «Ситимобил» и, как пишут СМИ со ссылкой на источники, сервиса доставки готовой еды «Кухня на районе», а также игрового подразделения SberGames.