Новый законопроект об обязанностях интернет-ресурсов может обязать платформы раскрывать информацию о работе своих алгоритмов и дать пользователям возможность работать с сервисом без рекомендаций, пишут «Ведомости». Каковы возможные последствия для рунета?

Пока про законопроект, который может перевернуть социальные медиа в России с ног на голову, а может не дойти и до первого чтения, известно немногое. «Ведомости» ссылаются на пояснительную записку к черновику документа, еще не внесенного в Госдуму, — пока он находится на рассмотрении в экспертном комитете «Единой России».

Суть поправок описана широкими мазками: мол, интернет-ресурсы должны будут сделать так, чтобы их рекомендации не вредили обществу. Среди прочего в статье упоминаются запрет на алгоритмы для распространения запрещенного контента и требование об информировании пользователей об обработке их данных для рекомендательных алгоритмов. И главное: «дискуссионным» назван пункт, который «должен обязать сервисы обеспечить техническую возможность полного или частичного [...] отказа от применения рекомендательных технологий».

Во что превратятся соцсети, если там не будет рекомендаций? Комментирует директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный:

Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics «Достаточно трудно сейчас представить и социальные сети, и «умные» ньюсфиды без ленты рекомендаций. Наиболее успешная в последние годы социальная сеть, такая как TikTok, во многом обязана своему успеху именно «умным» механизмам рекомендаций. Это нецелесообразно, это не в интересах пользователя, платформы, рекламодателей. Мы много лет живем в парадигме, что контент должен попадать в правильную аудиторию, а это могут делать только «умные» механизмы. При том обилии контента, который присутствует сейчас на платформах, лента в хронологическом порядке, по которой на самом деле многие скучают и многие ее хотят, все-таки не является доминирующим направлением развития. Поэтому я не верю, что закон будет принят. Может быть, он будет принят в формате, подразумевающем вообще отказ от использования рекомендательных механизмов. Скорее всего, будет попытка найти какой-то механизм, позволяющий делать эти механизмы более прозрачными».

Возможное требование о прозрачности алгоритмов рекомендаций тоже наверняка пошатнет рынок. Интернет-сервисы сохраняют свои алгоритмы в тайне, поскольку это ценнейшая коммерческая информация: именно качественные рекомендации делают ленту контента захватывающей или унылой. А если закон обяжет соцсети раскрыть карты перед регулятором, ноу-хау может утечь к конкурентам со всеми вытекающими последствиями.

Есть ли вообще шансы, что сервисы будут согласны стать прозрачными? Отвечает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Я уверен, что они будут не согласны, но при этом я еще уверен, что их спрашивать тоже никто не будет. Никто из социальной сети не хочет раскрывать свою тайну, потому что для социальной сети это часть бизнеса, часть их технологии, все рекомендательные системы сейчас у современных социальных сетей. Получается, это то же самое, как Coca-Cola раскрыть свою рецептуру для общей аудитории. Это немножко странновато, и, конечно же, это вредит бизнесу. Обо многих информация есть, но довольно поверхностная либо специализированная. Условно говоря, мы понимаем эти механизмы как агентства, либо сотрудничающие в партнерстве с социальной сетью, либо просто изучающие ее. Конечно, это разлетится потом, это проблема. Как минимум намного больше станет информации известно о том, что они делают и как».

Поправки о регулировании механизмов рекомендаций интернет-сервисов разработал зампред думского комитета по информационной политике Антон Горелкин. Как заявил депутат, до внесения документа в Госдуму «Единая Россия» проведет консультации с индустрией, «чтобы в текущих условиях не навредить [...] рекламному рынку страны». По мнению Горелкина, законопроект может быть принят в первом чтении до конца весенней сессии Госдумы, то есть до 31 июля.