Для проведения референдумов в ЛНР, ДНР, Херсонской области и Запорожье о вхождении в состав России необходим ряд условий, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он добавил, что свою судьбу должны решать жители, которые живут на этих территориях. Но одного желания мало. Для проведения референдумов нужно еще и обеспечить безопасность жителей. Говорить о референдумах, когда украинские военные и националисты продолжают наносить удары по гражданским целям, преждевременно, добавил представитель Кремля. Поэтому референдум о вхождении Донбасса в состав России в нынешних условиях вряд ли возможен. Ранее о возможности такого референдума уже в июле заявил глава международного комитета Госдумы, который также является членом переговорной группы с Украиной, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Каковы перспективы данных регионов?

Разговоры о том, что ЛНР и ДНР отойдут к России, начались еще в марте. Тогда об этом заговорили лидеры самопровозглашенных республик, увязывая это с переходом всей территории Донецкой и Луганской областей в административных границах Украины 2014 года под контроль Российской армии. Таковая цель почти, но еще не до конца достигнута в Луганской области и в меньшей степени в Донецкой. Установлен контроль над Херсонской и частью Запорожской областей. Там сформированы временные гражданские администрации, началась фактически их интеграция в российское пространство. Заработали российские мобильные операторы с кодом +7, установлен переходный период в рублевую зону, про который в Херсонской области было первоначально сказано, что он продлится четыре месяца, а затем гривна уйдет.

Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, отвечающий за внутреннюю политику, стал куратором отношений с ЛНР и ДНР вместо замруководителя АП Дмитрия Козака. Он побывал в Донбассе накануне майских праздников, создав у многих впечатление, что эти регионы скоро будут «вместе с Россией». Однако он тогда не уточнял, когда и в каком именно качестве. Не подтвердил он уже тогда ходившие слухи о возможной организации референдума чуть ли не в мае. 16 мая вице-премьер Марат Хуснуллин, которому поручено заниматься вопросами восстановления территорий, заявил, что Херсонская область «займет достойное место в российской семье», но прямо о присоединении не говорил.

Замглавы временной администрации Херсона Кирилл Стремоусов 11 мая говорил, что регион намерен обратиться к Путину с просьбой о включении в состав России. Спустя несколько недель уточнив, что решение об этом, вероятно, примут «к следующему году». В начале мая секретарь Генсовета «Единой России» и первый зампред Совета Федерации Андрей Турчак заверял жителей Херсонской области, что «Россия здесь навсегда», но в вопросе статуса региона он предложил «не забегать вперед». Так что намеков более чем достаточно. Впрочем, Дмитрий Песков в середине мая на вопросы о референдуме в Херсонской области отвечал обтекаемо, отмечая, что «это вопрос, который должен быть четко и тщательно выверен и оценен юристами и правовиками», и уточнив, что «не говорил ничего про референдум».

Теперь новый лидер ЛДПР, он же председатель комитета по международным делам Думы Леонид Слуцкий снова «приближает» дату референдума, намекая на июль. Говоря о ЛНР, ДНР и Херсонской области, он при этом сознательно или несознательно опускает Запорожье.

Судя по всему, окончательное решение на высшем политическом уровне относительно сроков, форматов и даже конкретных территорий еще не принято. А когда оно будет принято, об этом, конечно, будет сказано никем иным, как Владимиром Путиным. А до тех пор все остается в области предположений, прогнозов, пожеланий и спекуляций, в которых можно, конечно, выискивать разные нюансы, однако это имеет весьма ограниченный смысл.

Причин некоторой неопределенности может быть несколько. Одна наиболее очевидна: в ходе спецоперации еще не определились однозначно границы таких территорий. Российские войска еще не вышли на границы Донецкой области, Запорожская тоже лишь под частичным контролем. Нельзя сказать, что полностью и, главное, окончательно решены вопросы безопасности Херсонской области, которую контролируют российские военные. Можно предположить, что в кругах, причастных к выработке решений, еще не окончательно умерли надежды на то, чтобы включить территориальные вопросы в переговорный пакет с Украиной. Однако если трезво смотреть на вещи в контексте текущего момента, то таким надеждам давно пора бы было уже умереть.

Есть и еще один деликатный момент, он касается лояльности населения данных территорий. Применительно к настроениям крымчан в 2014 году все было более или менее ясно. Можно также строить определенные предположения относительно настроений жителей ЛНР и ДНР. Однако пока никаких опросов населения на сей счет в границах соответствующих областей никто не проводил. Не говоря уже о Херсонщине и Запорожье. Что в условиях активных военных действий было бы даже и странно. Косвенным показателем станет желание жителей контролируемых территорий принять российское гражданство в упрощенном порядке, возможность сейчас появилась во всех упомянутых областях. Известно, что на момент начала военной спецоперации в ЛНР и ДНР его за три года приняли около трети жителей. Правда, от списочной, а не реальной численности оставшихся там жителей.

В случае международно признаваемых референдумов стандартно ставится вопрос о том, чтобы беженцы голосовали тоже. Их на юго-востоке Украины сотни тысяч как в Россию, так и в западные области Украины и в Европу. Впрочем, о международном признании в данном случае речь вряд ли пойдет в принципе.

По федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» новым субъектом России может стать как целое иностранное государство, так и его часть: «По взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным договором». То есть если буквально следовать формулировкам закона, то касательно Херсонской и Запорожской областей требуется договор на сей счет с Украиной, если учесть, что ЛНР и ДНР Москва уже признала независимыми. Или корректировка закона в соответствии с быстро меняющейся ситуацией что лучше все же делать уже тогда, когда ситуация перестанет быть непредсказуемой. Да и вообще уже после завершения боевых действий.