Обновлено в 9:40

Россияне жалуются, что не могут оплатить картами бессрочного действия транспорт и онлайн-заказы. Это вынуждает их перевыпускать карты.

В конце мая у москвички Валерии закончился срок действия карты платежной системы Visa. Подавать заявку на перевыпуск девушка не стала. Ее убедила СМС от Сбербанка, в которой тот сообщил, что карта отныне бессрочная и ей можно пользоваться. Однако трудности возникли уже 1 июня, рассказывает Валерия:

«У меня была проблема с оплатой заказа в зоомагазине. Эта карта там уже была сохранена, но не списывалась оплата, потому что карта проходила как просроченная, то есть сейчас июль, а карта у меня по июнь. Я попробовала поставить, что она у меня по октябрь, у меня списалось проверочная оплата в один рубль, все хорошо. На следующий день, когда должна была списаться оплата за весь заказ, опять произошла проблема, опять у меня ничего не списалось. Три дня я с этим мучалась, потом просто поставила уже оплату наличными».

Не стал принимать у Валерии оплату и валидатор в столичном метро. На нем высветилась надпись о том, что карта просрочена. Девушка написала в Сбербанк, но ей ответил робот, который помочь не смог. О подобных проблемах с оплатой проезда сообщили и жители Екатеринбурга, банки которых также продлили срок действия карт. Как рассказали в местном платежном операторе, причиной неполадок стала особенность платежных терминалов, которые используются в общественном транспорте. Они работают по так называемой технологии офлайн-авторизации. Такие устройства не обновляют в системе данные о статусе карты. Да и сама связь с банком при проведении транзакций не устанавливается.

Удобного и быстрого способа устранения таких сбоев нет, поэтому люди предпочитают перевыпускать карты. Тогда возникает вопрос — зачем многие банки в принципе продлевали их срок действия? По словам аналитиков, это объяснялось проблемами с поставкой импортных чипов и уходом из России международных платежных систем. До недавнего момента они не давали разрешения на перевыпуск карт, но сейчас ситуация изменилась. Комментирует председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:

Алма Обаева председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» «Мы до этого говорили, что действующие карты бессрочны, а новые мы не можем выпустить, потому что платежная система не даст добро. Но сейчас, если я правильно понимаю политику некоторых банков, они выпускают эти карты заново, я имею в виду карты этих международных платежных систем, потому что у Visa не надо спрашивать разрешения, если эта карта используется внутри страны. Второй момент, это все-таки изымать срок действия как один из атрибутов карты. Но это технологически надо по всем пройтись. Так что, мне кажется, проще новые карты выпускать».

Тем же, кто не хочет перевыпускать карты, эксперты советуют иметь при себе цифровую карту. Она позволит без проблем совершать покупки в онлайн-магазине. А старая карта подойдет для оплаты продуктов в ларьке возле дома. Кроме того, ЦБ уже запустил «СБПэй» — бесконтактную оплату телефоном в Системе быстрых платежей. Регулятор отмечает, что ей пользуется уже 52 млн человек. Правда, в мобильном приложении доступны лишь несколько десятков банков. И среди них нет лидеров рынка.

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что прием пролонгированных карт является ответственностью банка-эквайера. Транспортный эквайринг в Москве обеспечивает не Сбербанк, а другой банк.