Литовский Шяуляй банк, который принимал платежи за пользование железными дорогами во время транзита, накануне заявил, что с 1 сентября прекратит все операции с Россией.

Представитель Литовских железных дорог 22 июля заявил, что транзит в Калининградскую область санкционных товаров возобновлен. А 26 июля в Калининград прибыл первый состав — 60 вагонов с цементом. Автомобильные перевозки санкционных товаров из Литвы остаются под запретом.

Business FM спросила калининградских бизнесменов, востребована ли железная дорога сейчас и каким образом поставляются грузы.

Гендиректор международной компании грузоперевозок «Сталена» Сергей Гоз:

«Та часть грузов, которую Европа запретила перевозить посуху, переключена на перевозки паромами. Все, что касается продуктов питания и того перечня товаров, который не попал в санкционные списки, везется посуху. Скорее всего, нагрузки будет больше на паром, я уверен в этом. Но сейчас уже процесс запущен. Я знаю, что количество судов, привлекаемых к обеспечению жизнедеятельности Калининградской области, постоянно увеличивается, и я знаю, что в ближайшее время еще паром будет запущен, по-моему, «Генерал Черняховский». На самом деле, паромы как раз заточены под железную дорогу, то есть туда же становятся составы, поэтому та часть грузов, которая могла идти железной дорогой, может вставать на паромах, вот как происходит сейчас с металлом. Единственный вопрос — в количестве этих паромов».

Гендиректор Балтийской металлургической компании Артур Поляшенко:

«До определенных действий в прошлом году практически 90% перевозки было железнодорожным транспортом, но мы говорим тут не только о перевозке из России в Россию, мы еще из Белоруссии много возили, из Прибалтики и так далее. На сегодняшний день сказать, что мы два месяца работаем без железной дороги, сложно, но мы сейчас перенаправили все потоки уже через морской путь, и большой надежды, конечно, я не питаю, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы она была открыта. Сейчас мы просто продолжаем, ничего не меняя, точно так же продолжаем работать через сухогрузы. Была раньше скоростная поставка, сейчас и машины, соответственно, не проходят, потому что вагоны — это большой достаточно объем, но есть еще автомобильный транспорт, который вообще даже не рассматривается к пропуску через литовскую территорию. Поэтому тут я бы не стал рассматривать проблемы или же не проблемы только по железной дороге. Если мы говорим про нашу анклавность, тут надо в комплексе, мне кажется, рассматривать железнодорожный транспорт и автомобильный, потому что многие товары не возятся в вагонах и полувагонах физически, в контейнерах возятся, но очень многое автомобильным транспортом. Поэтому сказать, что сегодня железная дорога — это все и без нее никак, ну, мы уже немножко перестроились, научились возить через наши партнерские компании, которые занимаются экспедированием наших грузов через морские пути, мы уже как-то выстроили эту логистику. Поэтому то, что хотели открыть и не открыли, для нас не ново, и это не тот удар, который был бы, если бы закрыли еще, не дай бог, морской путь».

Представитель логистической компании «Рейл транзит» Алексей Полищук:

«Раньше мы платили за железную дорогу, и деньги уходили день в день, тут же платежи задержали на две недели, на три недели, на месяц. И, следовательно, у нас встали вагоны, потому что они без оплаты, платежи задержали, потому что началась внутренняя проверка банка. Пока вагоны стояли, набегают штрафы, и деньги, которые пришли на отправку этих вагонов, уже сгорели на штрафы, и вагоны опять стоят. И вот так вот у нас набежала круглая сумма. Мы, конечно же, все перевозки остановили, и Калининград сидел без цемента. У нас вообще в Калининград в основном весь цемент возился из Белоруссии, как и кирпич и многие другие грузы. Что интересно, Литовские железные дороги разрешили возить из России цемент, но такую же квоту, как в прошлом году, а учитывая, что мы в основном весь цемент возили из Белоруссии, а из России мало, то эта квота уже почти вся вывезена, и их разрешение является, можно сказать, либо оттягиванием блокады, либо фиктивным. Если это ввозится через третьи страны, то переплата 4%, если же это ввозится морем, мы везем грузы в порт, из порта перегружаем на цементовозы, и цена увеличивается в два раза. Это очень значительная сумма, ее планирует компенсировать государство, но пока еще ничего не ввели. Ну, допустим, белорусские грузы шли из Гродно в Калининград, там совсем небольшое расстояние, а сейчас они должны идти в Питер. Во-первых, если это цемент, он должен быть на заводе погружен в биг-бэги — это дополнительная цена, потом эти биг-бэги перегружаются на корабль, везутся кораблем из Питера в Калининград, и дальше еще услуга выгруза».

В Москве решение Шауляй банка назвали вторым ударом по перевозкам в российский регион-эксклав. Литва пока никак не комментирует ситуацию. Прошлый эпизод с прекращением транзита в Калининград длился месяц и закончился только после вмешательства Еврокомиссии.