Экспертный совет при ЦБ предлагает новые способы борьбы с финансовым мошенничеством
В числе пакета предложений — двухдневная заморозка онлайн-переводов выше 10 тысяч рублей, если банк сочтет транзакцию подозрительной. Мера вызывает массу вопросов у экспертов: насколько она соответствует процедуре, правам клиента и самого банка?
Читать на полной версииЦентробанку предложили новые методы для борьбы с мошенничеством. Это и заморозка подозрительных переводов на эскроу-счетах, и период охлаждения в двое суток, и оформление заявления в полицию через кол-центры банков.
Пакет предложений представил экспертный совет при ЦБ, сообщили «Известия». На деле же к каждому из пунктов есть множество вопросов.
Предложения о том, как же все-таки банкам победить мошенников с их социальной инженерией, представили на экспертном совете по защите прав потребителей финуслуг при ЦБ. Пакет инициатив — это не консенсус всех участников, как можно было подумать — на самом деле это не более чем пара инициатив от пары человек, пояснили нам в самом совете. Все эти предложения обсуждаются много лет, а некоторые — в том или ином виде уже работают в жизни. Другие — вызывают много вопросов. К примеру — есть предложение замораживать онлайн-переводы суммы свыше 10 тысяч рублей, если банку такая транзакция показалась подозрительной. Критерии, почему так может показаться, размыты.
Заморозку хотят сделать на так называемом эскроу-счете, по аналогии счетов для дольщиков из строительной сферы. Разморозят, когда отправитель пройдет дополнительную проверку личности, например, введет присланный ПИН-код. Еще одно предложение — ввести период охлаждения в два дня, пока деньги висят на этом эскроу-счете. Почвы для новых видов мошенничества, здесь, к слову, не создается — вернуть деньги за честно выполненные условия сделки не получится — промежуточный счет этого сделать не даст. Однако все это не решает проблему той самой социальной инженерии — когда жертва мошенников хочет перевести им деньги, и ради этого пройдет все препоны банков. Некоторые способы все же есть, и работают они уже давно, говорит зампредседателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финуслуг Эльман Мехтиев:
Эльман Мехтиев зампредседателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финуслуг «Такая схема недостаточно проработана, и непонятно почему 10 тысяч, а не 5 тысяч, а не 15 тысяч, непонятно, почему СМС, непонятно, почему это будет защитой, если те же самые СМС перехватываются. Если человек сам находится под атакой социальной инженерии — эсэмэска эта для человека — ерунда какая-то. Любые кейсы — надо сначала посмотреть жизненность этих историй, потом посмотреть, насколько они массовые, потом посмотреть, какого рода может быть защита, например, в одном из банков пришли к выводу, что для того, чтобы снизить уровень социальной инженерии и подверженности мошенничеству со стороны людей пенсионного возраста, нужно предложить этим людям доверенное лицо. При таких сценариях доверенное лицо говорит: «да, все нормально», «нет, не нормально».
Речь идет о Сбербанке, который функцию доверенного лица ввел в начале этого года. Перед совершением онлайн-перевода сведения о нем попадают тому самому лицу, которое и решает, подозрительная транзакция или нет. При упоминании эскроу-счетов немедленно вспоминается другой метод борьбы с мошенниками, который зарекомендовал себя очень хорошо. Это схема «Авито». Доставки, когда деньги замораживаются на счете посредника, и пока продавец и покупатель не подтвердят, что товар отправлен и получен — деньги продавцу не перейдут. В предложениях совета никто не подумал, собственно, о самих банках, а также — об их добросовестных клиентах и тех случаях, когда деньги надо перевести срочно, отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Еще одно предложение совета при ЦБ, которое, на первый взгляд, выглядит весьма здравым, а на поверке — никому не будет нужно — это дать возможность клиенту оформлять заявление в полицию о мошенничестве через кол-центр своего банка. И организации будут сразу отправлять все сведения в МВД, и будут выступать как сторона разбирательства. Однако: каждый день в России происходят сотни, если не тысячи случаев телефонного мошенничества — для обработки подобных объемов придется создавать отдельные кол-центры. Непонятно, на чьи деньги. А эффект от идеи может никто и не заметить: процент раскрываемости подобных преступлений невысок, вернуть переведенные деньги практически нереально, а у полиции будут оперативно и без проволочек копиться ворохи заявлений без всякой надежды на успех.