Mercedes-Benz хочет продать завод в подмосковном Есипове
Сделка находится на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом». Еще в начале июля стало известно, что компания планирует окончательно уйти с российского рынка и продать все имущество своего официального дистрибьютора в стране одному из дилеров
Читать на полной версииMercedes-Benz хочет продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипове, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
По их словам, сделка находится уже на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом».
Еще в начале июля стало известно, что компания планирует окончательно уйти с российского рынка и продать все имущество своего официального дистрибьютора в стране «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров, скорее всего, «Панавто». Но тогда речи о заводе не шло, упоминались только дилерский центр, склад и офис.
Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дилер «Автодом», который называют главным претендентом на покупку завода, ранее заявлял, что хочет выйти в новый сегмент и стать производственной компанией. Речь может идти о сборке китайских автомобилей, для этого дилеру и нужен завод Mercedes, отмечают эксперты.
Также сообщается, что в сделку входит и передача прав на дистрибуцию автомобилей Mercedes в России. Но это может быть отдельное соглашение, потому что производить на заводе машины бренда точно не получится. Для этого нужны поставки комплектующих, которые невозможны без поддержки штаб-квартиры Mercedes. Продолжит автоэксперт Артем Бобцов:
— Думаю, что завод попал в сделку, поскольку невозможно уйти из России частично, прекратить поставлять автомобили, прекратить дистрибьютировать, но при этом сохранить за собой завод. Непонятно, зачем и для чего он нужен. На самом деле имущества много, имущество дорогое, думаю, что вряд ли кто-то из дилеров способен своими деньгами сразу это выкупить. Скорее всего, будут либо какие-то банки привлечены к сделке, возможно, какая-то кооперация. Но дилеры между собой кооперироваться не будут, они всю жизнь были конкурентами, поэтому думаю, что заберет какая-то одна структура. Цель всей этой сделки — это защитить как раз владельцев Mercedes, то есть дать возможность кому-то из дилеров заниматься относительно легально поставкой запчастей в Россию, чтобы существующая дилерская сеть могла ремонтировать автомобили и поддерживать гарантийные обязательства. Все-таки для Mercedes важна репутационная история с точки зрения работы в России в текущих условиях, но гораздо важнее репутация в глазах покупателей автомобилей. В этом смысле они всегда в таких историях действуют достаточно последовательно и стараются защитить именно владельцев автомобилей.
— Можно ли будет как-то купить автомобили этой марки?
— Если речь идет о новых моделях, которых нет в России, то только привозить из-за границы. Тонким-тонким ручейком такие машины едут из Армении, из Эмиратов. Из Европы достаточно проблематично машину привезти, оттуда подержанные машины в основном сейчас завозят. Но, видимо, таким тонким ручейком он в ближайшее время и останется, поскольку в большом количестве таких машин на внешних рынках нет. Во-вторых, существуют логистические сложности и таможенные. Поэтому купить, наверное, вы все-таки сможете, но это будет стоить очень дорого, и придется машину достаточно долго ждать.
По словам экспертов, Mercedes еще не успел вернуть вложения в завод, потому что он запустился только в 2019 году. Поэтому есть смысл предусмотреть во время сделки возможность обратного выкупа активов.
Потери бренда в легковом сегменте в России составили больше 650 млн евро за период с января по июнь. В российском офисе Mercedes-Benz сообщили, что компания рассматривает разные варианты ведения бизнеса в стране, конкретных решений пока нет.