География движения зерновозов после выхода из украинских портов плохо соотносится с заявленными руководством ООН целями и задачами «черноморской инициативы» — накормить нуждающихся в бедных и развивающихся странах Африки и Азии». Об этом говорится в сообщении МИД России, опубликованном в пятницу на сайте внешнеполитического ведомства.

«К настоящему времени, по данным ООН, черноморским коридором уже воспользовались 39 судов (включая 19 ранее заблокированных в украинских портах), которые вывезли в общей сложности 845 496 тысяч тонн продовольствия. Речь идет преимущественно о кукурузе (70%), а также семенах и масле подсолнечника (6%), рапсе (4%), подсолнечном шроте (3%), свекловичном жоме (2%), сое (1,5%). Несмотря на утверждения ооновских представителей еще до запуска «черноморской инициативы» о том, что в украинских портах находится свыше 5 млн тонн пшеницы, ее доля составляет менее 15%», — указывается в сообщении.

Также на Смоленской площади отмечают, что только одно судно из этих 39 направляется в Африку. Первый сухогруз «Разони» с 26 тысячами тонн кормовой кукурузы, который направлялся в ливанский порт Триполи, не был принят заказчиком (идет поиск нового покупателя с учетом коммерческого характера поставок).

«Примечательна и география дальнейшего движения судов — Турция (16 — исходим из того, что часть поступающего в Турцию зерна будет переработана в муку и направлена в нуждающиеся страны), Италия (4), Южная Корея (3), Румыния (2), Китай (2), Египет (2), Израиль (2), Нидерланды (2), Ирландия (1), Иран (1), Греция (1), Ливия (1), ФРГ (1). При этом пока только одно судно, зафрахтованное ВПП ООН, с 23 тысячами тонн пшеницы на борту направляется в Джибути (с дальнейшей транспортировкой груза в Эфиопию). Это плохо соотносится с заявленными руководством ООН целями и задачами «черноморской инициативы» — накормить нуждающихся в бедных и развивающихся странах Африки и Азии», — подчеркивает МИД России.

МИД также указывает, что доля России в структуре мировых рынков продовольствия значительно больше украинской. Но «на сегодняшний день из-за западных санкций только на перевалочных терминалах остаются заблокированными 7-8 млн тонн удобрений и сырья, достаточных для производства продовольствия для 100 млн человек.

В этой связи считаем важным, чтобы все заинтересованные стороны ответственно и добросовестно подошли к полному выполнению взаимоувязанных Стамбульских соглашений. Именно такой подход позволит обеспечить поддержание глобальной продовольственной безопасности и снижение существующих в этой сфере угроз».