Два американских военных корабля прошли через Тайваньский пролив. Как подчеркивает Reuters, это произошло впервые с момента визита спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. В ответ китайская армия приведена в боевую готовность.

ВМС США подчеркнули, что их корабли прошли через коридор в проливе, который находится «за территориальными пределами моря любого прибрежного государства». Операция демонстрирует, что США привержены «свободному и открытому» Индо-Тихоокеанскому региону, а американские военные «летают, плавают и действуют везде, где это разрешено международным правом», сказали в военно-морских силах.

Китайские военные, в свою очередь, заявили, что они отслеживают корабли ВМС США, которые проходят через Тайваньский пролив, а также «сохраняют высокую боевую готовность», чтобы отразить любые провокации, передает Reuters.

Комментирует директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв:

— Понятно, что они делают это осознанно, но полного осознания возможных последствий, просчета ситуации или какой-то перспективы тут не просматривается. Это такая вещь, с моей точки зрения, конъюнктурная, которая вызвана в том числе и американскими внутренними процессами, политической борьбой в США. Мы видим, что в массовом порядке включились законодатели, политики разного ранга, которые к внешней политике не должны были бы иметь отношения, но они все в этом участвуют. Поэтому насчет осознанности, с точки зрения здравомыслия, я бы некоторые сомнения высказал.

— Как вы видите развитие истории?

— Обе стороны не пойдут ни на какие серьезные действия, просто Китай продемонстрировал после всех этих провокационных визитов, что у него есть инструменты воздействия на Тайвань. Одним из инструментов является блокада Тайваня, в том числе со стороны пролива. Понятно, что на Тайване все основные порты выходят на сторону пролива между Тайванем и Китаем, там осуществляется вся торговля, причем 40% этой торговли приходится на сам Китай. И Китай продемонстрировал, что он может легко, без всякого вторжения в Тайвань и каких-то боевых действий, войны, Тайвань заблокировать, и там ситуация будет очень серьезная. А США, которые формально Тайвань не признают, в этом смысле демонстрируют, что они не допустят, чтобы Китай военным путем присоединял Тайвань к своей территории. Такая противоречивая ситуация, но поджигают.

Китай вряд ли пойдет на какой-то открытый военный конфликт, ответ будет финансовый, политический, экономический, считает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Китай в очередной раз раздражен, уже сделано несколько резких заявлений, в том числе со стороны МИД КНР. Вместе с тем очевидно, что Китай прекрасно понимает, что его пытаются раздражать, вызывать на ответные действия, и самое главное, втянуть в бесконечное количество военных операций в Тайваньском проливе, которые теоретически в случае даже случайности могут закончиться столкновениями либо кораблей, либо самолетов, либо случайным пуском ракеты, и, таким образом, в Тайваньском проливе может разгореться настоящая, а уже не условная война. Это то, что Китай меньше всего хочет, хотя постоянно говорит о том, что готов дать самый жесткий ответ, и что его военные учения будут продолжаться ровно столько, сколько сам Китай считает необходимым. Но мы видим, что Китай, судя по всему, готовит не столько военный ответ в сторону США, сколько финансовый, политический и экономический, потому что Китай прекрасно понимает, что любой военный ответ придет, скорее, к ослаблению общей экономики Китая и к разрушению тех довольно надежных связей, которые он создал за последние десятилетия. Таким образом, в любом случае никаких жестких ответных действий до ХХ съезда КПК мы точно не получим, то есть до октября или ноября весь мир будет находиться в особом напряжении».

Американские, британские и канадские корабли в последние годы неоднократно заходили в воды Тайваньского пролива. Это вызывает негативную реакцию со стороны Китая, который считает Тайвань своей территорией.

Последнее крупное обострение между Вашингтоном и Пекином вокруг острова произошло после того, как спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси, вопреки протесту КНР, приехала в Тайбэй, посетила тайваньский парламент и встретилась с главой администрации острова.

Администрация Джо Байдена этот визит не поддержала. Тем не менее Китай в ответ провел крупные военные учения у острова, ввел санкции против Пелоси и ее родственников, а также приостановил сотрудничество с США по ряду направлений.