Обновлено в 19:05

Президент России Владимир Путин выступил на Восточном экономическом форуме. По его словам, Россия сделала все, чтобы украинское зерно было вывезено.

«Нас, как говорят в народе, просто кинули. Обманули, хамское надувательство», — заявил российский президент.

Но в итоге оно отправлено не в развивающиеся страны, как предполагалось, а в государства ЕС. Самым нуждающимся странам загружены только два судна, хотя всего кораблей было 87.

Владимир Путин сказал, что будет обсуждать ограничение вывоза зерна с Украины с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, эта страна тоже участвует в зерновой сделке.

«Все вы хорошо знаете, сколько много было сломано копий, сколько говорили по поводу необходимости обеспечить вывоз украинского зерна во что бы то ни стало для поддержки беднейших стран. И мы, конечно, не могли не ответить на это, несмотря на все сложности происходящих вокруг Украины событий. Мы сделали все для того, чтобы украинское зерно было вывезено. И, конечно, исходили из того, я встречался с лидерами Афросоюза, с лидерами африканских государств, и обещал им, что мы сделаем все для того, чтобы обеспечить их интересы, и будем способствовать вывозу украинского зерна. Мы сделали это вместе с Турцией. Сделали. Результат? Докладываю вам, уважаемые коллеги. Значит, если исключить Турцию как страну-посредника, то все, практически все зерно, вывозимое с Украины, направлено не в развивающиеся и беднейшие страны, а в страны Евросоюза. По всемирной программе продовольствия ООН, которая как раз и подразумевает помощь самым нуждающимся странам, были загружены всего два корабля. Подчеркну, только два из 87. И, может, стоит задуматься о том, чтобы ограничить направление вывоза зерна и другого продовольствия по этому маршруту. Я обязательно посоветуюсь на эту тему и с президентом Турции».

The New York Times объяснила это тем, что суда везут зерно, закупленное по коммерческим контрактам. Поэтому его пока не отправляют нуждающимся странам в большом количестве. Представители ООН в интервью изданию заявили, что коммерческая торговля играет роль в стабилизации рынка, даже если она не касается стран, которые сталкиваются с нехваткой продовольствия. Снижаются мировые цены. Комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Во-первых, с самого начала этот вопрос использовался в качестве одного из инструментов информационной войны против России. Для Запада было важно попытаться перетянуть страны глобального юга на свою сторону, поэтому и возникла идея, что Путин хочет костлявой рукой голода уморить весь мир. Второе — это то, что, если мы говорим об украинском зерне, о кукурузе, пшенице, то суда идут туда, куда они должны идти в соответствии с подписанными контрактами. Есть определенная география, она установилась не вчера и не позавчера, там есть долгосрочные отношения с потребителями украинского зерна, и это не то что договаривались об одном, а суда пошли по другим маршрутам. Просто суда идут туда, где есть платежеспособный спрос, и не случайно они идут в Турцию, с которой у Украины старые торговые отношения, и ЕС, который закупает там часто твердые сорта пшеницы, ну и кормовую кукурузу. Поэтому как-то связывать это с голодом в Африке, ну, наверное, некорректно. Если говорить о недоедании в каких-то странах Африки, то должны быть, наверное, подготовлены какие-то международные программы помощи, когда ООН должна закупать украинское зерно, по всей видимости, по коммерческим ценам, потом уже по льготным ценам передавать это зерно».

Накануне на Совете Безопасности ООН представитель России Василий Небензя обратил внимание на другое несоблюдение договоренностей по зерновой сделке. По его словам, Россия может не продлить зерновую сделку, действие которой закончится в ноябре, потому что за все время страна не смогла вывезти ни одного судна с продовольствием из своих портов. Хотя, согласно условиям договора, Россия должна была получить разрешение на экспорт зерна и удобрений, который ранее был затруднен из-за санкций.

Они действительно сильно мешают экспорту российских зерновых, говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин:

Эдуард Зернин председатель правления Союза экспортеров зерна «Несмотря на все заявления официальных лиц, после подписания «зерновой сделки» для российских экспортеров зерна ничего не поменялось. Мы по-прежнему сталкиваемся с отказами банков в проведении документарных операций, необходимых, например, для участия в международных тендерах. У нас до сих пор есть проблемы с заходом судов в российские порты под погрузку зерна. Судовладельцы говорят, что не хотят проблем, поэтому не будут с нами работать, ссылаются на устные указания своих властей. У нас существенно снизилось количество судов, доступных для экспортных операций — это главная причина, почему мы стали отгружать меньше. Именно компании-операторы крупных глубоководных зерновых терминалов, которые всегда были в лидерах, просели существеннее всего с начала нового сезона. Страховка сама по себе менее важна. Если экспортер готов брать риски на себя — он их берет и везет без страховки, если не готов — он страхует груз, это актуально, например, на дальные расстояния. Но когда нет судов, тут уже не важно, какие риски приемлемы, тут уже вопрос, что физически нечем доставить товар. То же самое с банковскими расчетами и документарными операциями. Без последних мы просто не можем участвовать в тендерах, мы в принципе не имеем доступа к торгам вне зависимости от того, по какой цене готовы продать зерно. Или получить деньги за ранее проданный товар, когда банк отказывается платить по причине того, что оплата идет по сделке с товаром российского происхождения. Это гораздо более серьезные проблемы, конечно, чем страхование. Но именно комплекс этих проблем стоит на пути российского зерна народам нуждающихся стран».

Комментирует управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

— Если честно, не очень понимаю риторику Небензи в данном случае. Россия планово отгружает зерно, у нас есть определенное снижение по объемам, но это конъюнктурная история в силу очень высокого курса рубля. Они получают достаточно небольшие объемы рублевых средств, что не покрывает их желания. То есть понятно, что прибыль они бы получили, но в данном случае они рассчитывают на прибыль, исходя из февральских-мартовских контрактов, которые они заключали минимум по 80 рублей за доллар, а максимум по 120 рублей за доллар. Здесь речь идет только об удобрениях. Удобрения да, под санкциями, и да, в ответ не получены рецензии на экспорт удобрений.

— То есть нарушение в ходе сделки именно по удобрению?

— Конечно.

— А по зерну все примерно так же?

— Да, это нарушение условий сделки. Эта сделка бумажная, она подписана четырьмя сторонами. Это вопросы, которые остаются без ответа. А если они остаются без ответа, то Россия вправе отказаться от всех этих историй и снова заблокировать порты. Вся эта сделка исключительно лоббировалась украинской стороной, чтобы обратно завозить большие партии чего-то, не важно в данном случае чего: боевые вещи или снабжение. В данном случае не имеет значения, важно, что это завозилось в обход договоренностей.

Эрдоган и Путин могут обсудить «продуктовую сделку» на полях саммита ШОС в Самарканде в середине сентября, сказал РИА Новости дипломатический источник. Пока Турция не получала от РФ обращений по поводу возможности отказа от продления «продуктовой сделки».

У турецкой стороны нет никаких претензий к выполнению условий зернового соглашения, говорит главный редактор МК в Турции и автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:

— Насколько я понимаю, там были договоренности о том, что коридор будет открыт не только для украинского зерна, но и для российского. То есть дело все-таки в чем? В том, что кто-то не заказал или кто-то не пропускает? Потому что я не думаю, что Турция не пропускает корабли с российским зерном, это важный момент.

— То есть Турция конкретно в этих договоренностях роль маршрутизатора на себя не брала, правильно я понимаю?

— Да, насколько мы знаем. Но есть другой вариант. Мы узнали, например, есть такой вопрос, большинство кораблей были разгружены в Турции. Возникает вопрос, а к кому это зерно шло? Если вспомните, был корабль, который шел в турецкий порт, было известно, что там находилось зерно, которое купила турецкая компания, посредник для эстонской компании. Получается, не все зерно, которое приобретает Турция, которое разгружается в Турции, оно не все для Турции. Зерно, которое поступает в Турцию, идет и турецкому потребителю, и в том числе иностранным, западным, может быть, и не западным, но потребителям.

— Сама тема зерновой сделки, поставок и так далее, насколько активно сейчас в медиа присутствует?

— В целом она присутствует, знаете, как вот Турция сыграла важную роль в гуманитарной проблеме мира. И из последнего, что обсуждает Турция, это заявление Путина о том, что нужно расширять зерновой коридор, зерновое соглашение. И за последние 24 часа в основном обсуждается заявление Путина о том, что он будет точно общаться с Эрдоганом на эту тему.

По оценке аналитиков компании «ПроЗерно», этим летом экспорт российского зерна заметно сократился, например, в августе — на 40% по сравнению с прошлым годом. О причинах рассказывает гендиректор агрофирмы «Целина» в Ростовской области Виктор Бородаев:

Виктор Бородаев гендиректор агрофирмы «Целина» в Ростовской области «Нас тоже тревожит вопрос реализации продукции, поскольку мы на юге и в основном на экспорт отправляем зерно, а внутреннее потребление закрывается, оно не такое большое по сравнению с тем производством, которое мы имеем. Урожай мы собрали хороший, есть, что продавать и на внутреннем рынке, и на экспорт, но дело в том, что внутренний рынок закрыт, а на экспорт проблемы с продажами. Трудно отправлять зерно, нет кораблей, потом страховки. Разговариваем с трейдерами, которые занимаются этими вопросами, они говорят, что проблема именно с кораблями. Мы же в Европе вообще не рукопожатные. Очень плохо идет экспорт, поэтому он и отстает от прошлого года, мы это видим прекрасно. Потребность, которая раньше была, что со всех сторон руки отрывают — продай, продай — сейчас этого нет. Какой будет результат, увидим, пока что мы ни одной тонны выращенной продукции в 2022 году не реализовали, ни одной тонны, мы только все на склад складываем, и все».

Накануне американский президент Джо Байден отказался поддержать законопроект ряда конгрессменов, которые предлагали признать Россию страной-спонсором терроризма. Байден сказал нет, объяснив это как раз тем, что не хочет навредить зерновой сделке.

Если она сорвется, например, из-за отказа Москвы, то, как считают эксперты, президент США может и изменить свое решение.