Соединенные Штаты ведут переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном о помощи в борьбе с терроризмом в Афганистане. В обмен на это Вашингтон может передать этим странам почти 50 боевых самолетов и вертолетов, которые удалось вывезти из Афганистана прошлым летом. Об этом пишет газета Politico со ссылкой на свои источники, передает ТАСС.

Военные летчики Афганистана, после того, как в прошлом году радикальное движение «Талибан» (запрещено в России) развернуло масштабную операцию по установлению контроля над Афганистаном, смогли перегнать в Узбекистан и Таджикистан около четверти всех пригодных к эксплуатации летальных аппаратов, включая несколько вертолетов UH-60 Black Hawk, Ми-17, Ми-25, а также легкие турбовинтовые штурмовики A-29, турбовинтовые самолеты общего назначения С-208. Большинство из них были поставлены США.

Как отмечает Politico, судьба этих 46 летательных аппаратов «остается в подвешенном состоянии уже более года». Талибы настаивают на том, что это собственность Афганистана, и требуют их вернуть. При этом узбекские власти заявляют, что аппараты — собственность США, и возвращены не будут. По словам источников Politico, «за кулисами американские чиновники тихо работают над тем, чтобы использовать летательные аппараты в качестве рычага влияния с целью закрепиться в регионе». Как отметил один из собеседников газеты, летательные аппараты могут быть предоставлены Узбекистану и Таджикистану в обмен на неофициальное соглашение об «углублении отношений в сфере безопасности» в рамках охраны границ и борьбы с терроризмом.

По информации Politico, обсуждаемая сделка может включать в себя расширение процесса обмена разведданными, а также «в долгосрочной перспективе» возможное размещение войск или летательных аппаратов в этих странах в качестве регионального перевалочного пункта для наблюдения за Афганистаном. В более близкой перспективе, указывает газета, вероятнее всего соглашение будет касаться доступа к информации о террористических сетях в Афганистане, которой располагают Узбекистан и Таджикистан. По мнению газеты, «по крайней мере в краткосрочной перспективе маловероятно, что какая-либо из стран позволит США использовать свою территорию для размещения [войск], учитывая их тесные связи с Россией».