Лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе не приняли новых санкций против России
По данным СМИ, Евросоюзу все сложнее сохранять единство в этом вопросе. США сейчас больше озабочены исполнением уже действующих санкций. Тем временем РФ, по данным Bloomberg, создает «теневой флот» для перевозки нефти
Читать на полной версииЗавершившийся в минувшую пятницу, 21 октября, саммит Евросоюза не принял никаких решений по ограничениям в отношении России, хотя предложения были.
Идей, как бы еще наказать Россию, у европейских лидеров, похоже, уже не очень много. На саммите в Брюсселе обсуждалось предложение направить замороженные в Европе российские активы стоимостью около 300 млрд евро на помощь Украине. Участники саммита пришли к выводу, что для этого необходимы юридические основания.
Кроме того, Польша и три балтийские республики представили свое видение того, что должно быть включено в девятый пакет санкций. Это запрет на сотрудничество в сфере атомной энергетики, на экспорт в Россию гражданских беспилотников, на услуги по исследованию рынка, на продажу россиянам недвижимости в странах ЕС, а также на импорт российских бриллиантов. Но когда этот пакет может быть принят, непонятно, нет никаких даже приблизительных временных ориентиров. Как сказал один из собеседников Deutsche Welle, признанного СМИ-иноагентом в России, некоторые страны не хотят «даже обсуждать возможность новых санкций».
США в последнее время больше озабочены тем, чтобы работали принятые ранее рестрикции. В том числе секторальные. Вашингтон по-своему пытается решить эту проблему. Например, были сообщения, что именно под нажимом США турецкие банки отказались от работы с российской платежной системой «Мир». Продолжает автор телеграм-канала «Биткоган», профессор Высшей школы экономики Евгений Коган:
Самих американцев очень беспокоят санкции ЕС в отношении российской нефти. В Вашингтоне опасаются, что они могут привести к шоку на нефтяном рынке, пишет Bloomberg. И это не то, что хотели бы получить Штаты перед промежуточными выборами. В частности, Вашингтон настаивает на том, чтобы компаниям, транспортирующим российскую нефть, был разрешен доступ к услугам европейских страховщиков.
То же агентство пишет о «теневом флоте», который создается для поставок российской нефти в страны Азии. По данным Bloomberg, для поставок 4 млн баррелей в сутки не хватит 240 танкеров, которые ранее использовались для перевозки иранской и венесуэльской нефти. Впрочем, агентство Reuters ранее сообщило, что у России достаточно судов, чтобы обойти «потолок» цен на нефть.
Комментирует главред сетевого издания «Морской Бюллетень» Михаил Войтенко
Михаил Войтенко главред сетевого издания «Морской Бюллетень» «Чтобы перевозить эти самые 4 млн баррелей в сутки, много судов не требуется. «Совкомфлот» — это «Афрамакс» и «Суэцмакс» прежде всего, три самых больших типа танкеров: «Афрамаксы» — до 100 тысяч с небольшим тонн грузоподъемности, «Суэцмакс» — от 150 тысяч тонн, и от 250 тысяч тонн — это супертанкеры. И не надо 240 судов, если 240 судов небольшого тоннажа, чтобы они шныряли незамеченными, тогда, наверное. А так 240 судов, если говорить о более-менее нормальных перевозках в нормальном режиме, то этого даже слишком много».
Индия и Китай не спешат присоединяться к предельному уровню цен на российскую нефть. И довольно активно ее покупают. Возят танкерами. По данным того же Bloomberg, объемы нефти, отгруженной морским путем из России, в сентябре были выше, чем в феврале.
Азиатские страны покупают российскую нефть с дисконтом примерно в 20-25 долларов от стоимости марки Brent — такие оценки чаще всего приводят СМИ. Скорее всего, такая скидка будет лучше, чем предельная цена нефти, поэтому надо искать покупателей в других странах, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Сам нефтяной рынок пока стабилен. Фьючерсы на марку Brent уже довольно долго торгуются в коридоре 90-94 доллара за баррель.