Глава «Уралхима» просит возобновить транзит аммиака через Украину. Дмитрий Мазепин попросил Владимира Путина включить в зерновую сделку пункт о временном запуске аммиакопровода Тольятти — Одесса и отгрузке аммиака в Одессе. Он сообщил главе государства, что российская сторона готова начать поставки, но Украина выдвигает политические требования. Путин одобрил инициативу, заявив, что Россия проработает этот вопрос с ООН.

Ранее украинская сторона заявляла, что запуск аммиакопровода может быть осуществлен только после обмена пленными между Киевом и Москвой по формуле «всех на всех». О том, сколько аммиака может поставлять Россия по аммиакопроводу Тольятти — Одесса и какие страны в нем заинтересованы, рассказывает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «Зерновая сделка состоит из двух частей. Первая часть — экспорт зерна, вторая часть — экспорт минеральных удобрений. Но получилось, что Украина свое зерно экспортирует спокойно, а с российскими зерном и удобрениями процесс не двигается толком. Почему теперь увязывают в этот момент аммиакопровод? В настоящее время в России нет терминалов по перевалке аммиака на экспорт. Российские химические компании пользовались либо терминалами в Прибалтике, либо из России велась прокачка по аммиакопроводу Тольятти — Одесса. Аммиак шел на Одесский припортовый завод, там перегружался на суда. Мощность аммиакопровода — 2,5 млн тонн аммиака в год. Сейчас, в нынешних условиях, почему бы в эту зерновую сделку не включить аммиак, чтобы он шел из России на Украину и оттуда перегружался на корабли. Потому что это выгодно и России, и можно тогда спокойно аммиак поставлять, а так приходится как-то решать вопрос. Нужен аммиак в том числе и на Украине, потому что тот же Одесский припортовый завод из него производит карбамид, у него мощность 900 тысяч тонн по выпуску аммиака и 660 тысяч тонн выпуска карбамида в год. Российский аммиак везде: это Азия, Латинская Америка, Африка, потому что он является сырьем для производства азотных удобрений — карбамида, аммиачной селитры, карбамидо-аммиачной смеси и так далее».

Ранее в МИД заявляли, что аммиакопровод исправен и может быть перезапущен, а основания для поставок по нему прописаны в продуктовой сделке. Аммиакопровод Тольятти — Одесса был построен в конце 70-х годов. Транзит аммиака был остановлен 24 февраля в связи с ситуацией вокруг Украины.