В Москве накануне открылся первый фестиваль авторского кино «Зимний», организованный при поддержке Минкульта, который, как считают ряд кинокритиков, призван стать заменой «Кинотавру». Фильмом открытия стала документальная картина Любови Аркус о Балабанове. Александра Сидорова поговорила с участниками фестиваля о том, как современная Россия пересматривает фильмы «Брат» и «Брат-2».

На красной дорожке были режиссер Антон Мегердичев, продюсер Игорь Мишин, актеры Марина Зудина, Ирина Розанова, Алексей Чадов, Виктор Сухоруков. Виктор Иванович пришел потому, что узнал, что фильм открытия — о Балабанове. В этом году был сначала успешный повторный прокат «Брата» и «Брата-2», потом выставка в Питере, теперь документальный фильм. Продолжает Виктор Сухоруков:

Виктор Сухоруков актер «Я не думаю, что его забывали. Просто сегодня пришло время опять о нем громко говорить, потому что юбилей и его фильмов, и у него самого. Давно нет. Потом, может быть, действительно, время диктует вспомнить о таких людях, которые воистину великие в кинематографе. Сейчас таких нет. И мне, наверное, не то что повезло, просто Господь на руках к нему принес. Я был на этой выставке, она мне очень понравилась, но, мне кажется, она неполная и очень стилизована вкусово. Я, наверное, знаю Балабанова более гениальным, более подробным. Говорю сейчас не о каких-то личных вещах, а именно с художественной точки зрения. И у меня есть творческий вечер, он называется «Счастливые дни», и у меня там целая страница посвящена Алексею Балабанову. То, что «Брату» — 25 лет и его оцифровали и снова выбросили на экран, — это не то что повторение, это есть востребованность, значит, уже третье поколение это хочет видеть, это ему нравится — в этом и шедевр».

Церемонию открытия начали с цитат известных советских и российских режиссеров. Камерный ансамбль играл «Крылья» «Наутилуса Помпилиуса». На сцену вышли режиссер Любовь Аркус, художник, вдова Балабанова Надежда Васильева и Константин Эрнст, который выступил сопродюсером фильма-открытия. Эрнст разоткровенничался:

«Он меня приглашал на роль заказчика убийств в «Кочегаре» — я, слава богу, отказался. Правда, я должен был быть сопродюсером «Брата-2», но Борис Абрамович Березовский зажал деньги, и от моего продюсирования остался только саундтрек. Так как у него в первоначальном варианте сценария была только «Гудбай, Америка» на титрах, они с Сельяновым сидели у меня в кабинете, и я говорил: «Ребят, такой молодой герой такое старье слушать не будет, надо другую музыку». В результате я позвонил Козыреву, выписал его со всеми дисками, и мы Лехе потом восемь часов показывали разную музыку. К моему ужасу и удивлению, он забрал почти все».

Фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» — о последних двух годах жизни режиссера, о том, как снимали «Я тоже хочу», о его взаимоотношениях с близкими, о том, как жена переживала его уход. Почти все основано на документальной съемке. Аркус подбирается к Балабанову очень близко: и физически, и духовно. Вот что о картине сказала со сцены Любовь Аркус:

«Это фильм про то, что такое художник. Я смогла его закончить только потому, что начались события, которые привязывали Лешу в совершенно неправильном контексте. Не просто неправильном, а прямо противоположном. Дело не в том, что происходит в нашей стране, дело не в Леше, а дело в том, что вообще что такое политика — и геополитика, и политика — во всем мире, во все времена, в Советском Союзе и у нас сейчас и что такое искусство — это две совершенно противоположные вещи. Я не преувеличиваю, это действительно так, потому что политика — это плоскость, а искусство — это вертикаль, это глубина».

Фильм о Балабанове выйдет в прокат на следующей неделе. Фестиваль «Зимний» будет идти ближайшие шесть дней. Из самых ожидаемых премьер — новые фильмы Алексея Федорченко, Ивана Твердовского и Григория Константинопольского.