Обновлено в 15:42

Поставщик половины всех терминалов на кассах в России, французская компания Ingenico начала готовиться к уходу из страны. Ее устройства занимают «основную долю» мобильных терминалов «Сбера», ВТБ и ПСБ. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники в финансовой отрасли. По данным трех из них, контракты с сотрудниками у компании действуют до 15 февраля 2023 года, уход намечен на 1 марта, а отключение техподдержки устройств — на конец марта.

Сама Ingenico об уходе не объявляла, а переговоры с банками ведет «неофициально», рассказал другой собеседник РБК. Но России нет ни среди партнеров компании, ни в списке офисов. Издание заметило, что в российском юрлице Ingenico, отвечающем за оптовую торговлю, назначен ликвидатор. Говорит директор поставщика платежных решений INPAS Илья Коробов:

— Конечно же, есть чем заменить, это не эксклюзивный товар. Есть десятки производителей в Азии, которые могут прекрасно работать на российском рынке. Эта история затратная, каждый терминал стоит в среднем 150-160 долларов, поэтому банки будут их менять принудительно, скорее всего, будут ждать, пока они будут выходить из строя по мере устаревания либо физического износа. С точки зрения того, сколько оборудования находится в работе, что называется, в поле, по моей оценке, это около 1,5 млн устройств, которые, наверное, со временем придется менять в случае, если компания все-таки решит окончательно уйти с российского рынка.

— Есть российский пост терминал «Ярус», могут ли они стать заменой Ingenico?

— Терминалы «Ярус», им уже, наверное, лет 15, как они производятся, каких-то успехов они на рынке не имели. Прежде всего потому, что они ни по цене, ни по качеству, ни по своим характеристикам, к сожалению, не могут сравниться с импортными терминалами. Особенно первые модели «Яруса» были достаточно условно российскими. Технически это классический POS-терминал, который можно использовать в торговле. С точки зрения конкуренции он неконкурентен.

Генеральный директор юридической компании «Юрвиста», владелец гостиницы «Чемоданов», совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский пользуется оборудованием российской компании «Эвотор» и считает, что Ingenico морально устарела:

Алексей Петропольский генеральный директор юридической компании «Юрвиста», владелец гостиницы «Чемоданов», совладелец сети кофеен Take & Wake «Как правило, новые бизнесы выбирают более модифицированные модели, потому что в них собираются так называемые big data, можно посмотреть, кто купил, когда купил, портрет клиента и автоматически формировать базу для пополнения склада. Французская компания не имела такие алгоритмы, их уже делал «Эвотор», «Штрих-М», по сути, это отечественные производители. Даже если мы сейчас возьмем срез по банкам, тот же «Тинькофф» или «Сбер» предлагают отечественное оборудование, когда открываешь расчетный счет, когда тебе нужен эквайринг. Те компании, которые покупали оборудование, обслуживали его у этого французского оператора, будут вынуждены в ближайшее время его заменить. Для малого бизнеса это вопрос издержек 10-20 тысяч рублей, а для крупного бизнеса согласно количеству кассового оборудования. Надо сказать, что те же терминалы либо дают бесплатно, если подписываешь контракт с банком на год и более, либо дают возможность купить его в рассрочку, поэтому издержки можно сократить. Сами мы пользуемся везде кассовым оборудованием «Эвотор», потому что в кофейном бизнесе важно понимать остатки стаканчиков, молока, сахара в зависимости от того, что ты пробил, в какое время ты пробил. На склад вовремя приходят запросы, и мы формируем поставку на ту или иную точку в зависимости от того, что было куплено, чего конкретно не хватает. У французского производителя такого программного обеспечения не было».

Французская Ingenico работает в России с 2007 года. По данным ЦБ, на конец третьего квартала 2022 года в стране было установлено около 4 млн POS-терминалов.