Дмитрий Шагин — главный организатор «Митьков». Это одна из первых арт-групп современной России, появившаяся в 1980-х. Художественными принципами объединения, изложенными в одноименной книге, являются, в частности, доброта и ненасилие. В основу философии этих художников заложены пацифистские тезисы. Поэтому Шагин не задумывался, что его новая работа может наделать столько шума.

В прошлом году он получил приглашение от организаторов выставки «Открытика. К 65-летию журнала «Декоративное искусство». Темой выставки были различные праздники. Шагин написал новую картину «День тельняшки», такой праздник ежегодно отмечается в Петербурге. На полотне — шестеро людей в полосатых рубашках, держащие транспарант с надписью «Митьки никого не хотят победить!». Это лозунг, который художники придумали для себя 40 лет назад. Есть даже одноименный мультфильм. Организаторы выставки приняли работу, согласовали макет экспозиции в Минкульте. О том, что было дальше, рассказывает Дмитрий Шагин:

— Я уже звоню, говорю: «Когда выставка?» Говорят: «Можете приезжать, но, к сожалению, картину не ищите, ее запретил директор этого музея [со словами]: «Просим изъять с выставки картину Дмитрия Шагина «День тельняшки» в связи с политическим подтекстом». Приезжаю, а при входе на выставку висит трехметровый баннер, где репродукции всех этих картин, на моем транспаранте он закрашен ярко-красной краской. Музейщики из доброй, мирной картины сделали произведение в стиле соцреализма, коммунистической идеологии, где люди пляшут под красным флагом. Я стал отмывать, тер минут 15, оказывается, там несмываемой краской на века было закрашено. Я считаю это вандализмом.

— А вы какие смыслы закладывали в этот лозунг?

— Это наш лозунг митьковский, которому уже почти 40 лет. Это же не то что на злобу дня. Это все равно, что Beatles: All You Need Is Love. Никто же не спрашивает, что они имели в виду? Так и «Митьки». Мы за братство всех людей.

Директор Музея декоративного искусства — Елена Титова, супруга бизнес-омбудсмена и владельца «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова и мать председателя совета директоров «Абрау-Дюрсо» Павла Титова. В пресс-службе музея заявили, что с уважением относятся к творчеству Шагина, но во избежание тревожащих интерпретаций оставили за собой право вносить изменения в подбор экспонатов. А о претензиях со стороны организаторов выставки и самого художника узнали из СМИ.

Произошедшее — еще один факт самоцензуры, которая все чаще проявляется в музейной среде в последнее время, считает искусствовед, админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку» Ксения Коробейникова:

Ксения Коробейникова искусствовед, админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку» «Все это очень симптоматично: после предыдущего года нам уже нечему удивляться. Сейчас повсюду в музеях мнительность, цензура, в том числе самоцензура. И многие музейщики — их тоже можно понять — перестраховываются и начинают дуть на воду. Здесь никакого скандала на самом деле не было по сравнению с другими выставочными закрытиями, цензурирующими моментами, которые у нас были в прошлом году. Да, перестраховались, да, сняли. То, что есть цензура и самоцензура, мы про это знаем. Да, ситуация абсолютно сюрреалистическая. Конечно, к ВДВ никакого отношения это не имеет, потому что тельняшка — это не только символ вооруженных сил. Странно, что никто ни в чем не стал разбираться, а посчитали, что проще перестраховаться, чтобы никто ничего не усмотрел. Мы сейчас в такой реальности живем».

Куратор выставки от журнала «Декоративное искусство» Мария Москвичева заявила РБК, что в музее не смогли объяснить организаторам, что именно может вызвать гнев кого-то из посетителей при знакомстве с этой картиной Дмитрия Шагина.