Обновлено в 16:02

Репертуар российских театров соотнесут со школьной программой по литературе, чтобы школьники могли увидеть пройденные ими произведения. Какие риски в этом видят люди театра? О таких планах сообщается по итогам встречи главы Минкульта Ольги Любимовой с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

«Это будет мотивацией и для изучения произведений, и для посещения театров», — приводятся слова Кравцова. По мнению Любимовой, такую театральную поддержку школьной программы по литературе необходимо обеспечить по всей стране.

Возможно, чтобы мотивировать детей ходить в театр, необходимы в первую очередь совсем другие шаги, говорит режиссер, федеральный эксперт в области профессионального образования, доцент ВГИК Виталий Калинин:

Виталий Калинин режиссер, федеральный эксперт в области профессионального образования, доцент ВГИК «Я думаю, это выражает беспокойство Минпросвещения и Минкульта, что наши дети перестали ходить в театр, но штука не в том, чтобы синхронизировать театры и программу. Прежде всего надо сделать билеты на те спектакли, которые уже идут из классики, например, «Ревизор», «Горе от ума», «Вишневый сад», делать для школьников скидки, пусть они ходят с родителями. Потому что массовые заходы, вообще массовые мероприятия и заплывы ни к чему хорошему не приводят, это дань, кивок в сторону того, что мы думаем о школьниках. Второе, мне кажется, надо пересмотреть репертуар изучаемых пьес в школе, потому что «Вишневый сад», «На дне» — пьесы сложные, идущие в наших театрах, но школьники уже многие вещи не понимают в них, им надо до этого дозреть, потому что примитивные рассказы ни к чему не приводят. Как акция — ради бога! С другой стороны, я себе представляю массу школьников, которые придут и разнесут весь театр, потому что у них заказаны там билеты. Я в 1960-х, когда учился, попал в такую ситуацию, когда в Малом театре был прекрасный спектакль «Горе от ума», школьники всей Москвы и Подмосковья были, только они одни, разнесли так, что вынуждены были остановить спектакль, и Никита Подгорный, наш знаменитый актер, вышел к школьникам и сказал: «Прекратите немедленно!» — потому что это был просто ор и школьная перемена».

В случае с такой программой, анонсированной Минкультом и Минпросвещения, есть риск, что в театры будут разнарядкой «спускать» список программных произведений, которые надо поставить. Если это будут делать спешно, вряд ли это выльется в спектакли надлежащего качества, говорит театральный продюсер Стас Цаллагов:

Стас Цаллагов театральный продюсер «Когда что-то делается по разнарядке, часто бывает, что в театр спускается какая-то информация, может быть, предположение, это может отразиться, так как все это делается в спешке. Театр всегда формирует репертуар заранее, это всегда к началу сезона, и тут приходит неожиданно разнарядка, то театру приходится менять все спектакли, быстро выпускать что-то, а это может отразиться на качестве. Театры выпускают детские спектакли, детские спектакли всегда неплохо продаются, другое дело, насколько это удастся сделать качественно в сотрудничестве с театрами, чтобы не пострадал материал, репертуар и все были довольны».

Говорит театральный обозреватель, драматург Влад Васюхин:

Влад Васюхин театральный обозреватель, драматург «По-моему, это очень странная идея. Театр не должен служить иллюстрацией классическому произведению, чем больше режиссер, чем он грандиознее, тем он дальше от текста отходит, это первое. Второе, я не очень понимаю, как будет воплощаться эта программа в регионах. Мы не говорим про Москву, где много театров, что будут делать где-нибудь в Тамбове или в Рязани, они снимают весь западный репертуар, допустим, современные пьесы не ставят, а ставят только классику, классику, классику? Это странно. Что принимать в данном случае под произведениями из школьной программы, ведь часто на сцене показывают повести, романы и так далее, и так далее, то есть это не те произведения, которые написаны в виде пьесы, а инсценировка, как мы понимаем, «Анны Карениной», или «Войны и мира», или другого большого произведения, оно может сильно отличаться от того, что у прозаика».

Также министры культуры и просвещения обсудили взаимодействие ведомств по работе школьных театров. Кравцов сообщил, что уже действуют 28 тысяч школьных театров, а в течение года планируется открыть театр в каждой российской школе. Партнером проекта выступает Театральный институт имени Щукина.