Минцифры разработало мобильное приложение «Карта болельщика». С его помощью можно будет оформить Fan ID на себя и детей без посещения МФЦ.

Что обещают в ведомстве? С помощью приложения можно будет предъявить билет, абонемент или аккредитацию при проходе на матч. Причем сделать это можно будет даже без интернета. В приложении также можно посмотреть расписание матчей, добавить то или иное спортивное событие в календарь, перейти на сайт клуба для покупки билета и так далее. Бета-версия «Карты болельщика» уже доступна в магазинах приложений.

Но главное, что обещают в Минцифры, — скоро «Карту» можно будет оформить прямо в приложении и без посещения МФЦ. Такой опции обрадуются те, кто готов оформлять Fan ID, но не стоит ожидать, что это серьезно отразится на посещаемости матчей Российской премьер-лиги, считает президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин:

Александр Шпрыгин президент Всероссийского объединения болельщиков «У нас в осенней стадии чемпионата обязательный проход на стадион по картам болельщика был внедрен только в четырех городах: Сочи, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. И там посещаемость значительно упала. Приводили бюджетников на какие-то игры, делали символическую цену билета в один рубль, но посещаемость не вернулась на прежний уровень. Теперь, начиная с весенней стадии чемпионата, Fan ID обязателен на всех стадионах страны. Наверное, [приложение] привлечет рядовых зрителей. Кому-то, может быть, немного увеличит посещаемость, но, к сожалению, проблема с посещаемостью чемпионата России по футболу остается, при этом позиция организованных объединений зрителей пока не меняется».

Если говорить о цифрах, то летом прошлого года, на старте сезона, когда Fan ID действовал частично и еще не все организованные фан-движения присоединились к бойкоту Fan ID, посещаемость стадионов РПЛ сразу сократилась вдвое. А местами еще больше. А вот ходить на матчи Кубка России можно было без паспорта болельщика. Автор и ведущий программы о футбольных фанатах «В движе» на Sport24 Антон Дорофеев приводил красноречивый пример: стадион в Ростове-на-Дону. На матч с Fan ID туда пришли шесть тысяч человек, на матч без Fan ID, на Кубок России, — 20 тысяч и более.

А еще после бойкота, объявленного фанатами, впервые в истории российского футбола клубы низших дивизионов по посещаемости обогнали многие клубы РПЛ. Потому что там, в низших дивизионах, не нужен Fan ID. С точки зрения футбола как бизнеса введение Fan ID удачной идеей назвать нельзя. Хотя в России футбол бизнесом никогда и не был, рассуждает футбольный агент Владимир Абрамов:

Владимир Абрамов футбольный агент «Никто не хочет ходить на стадионы. И проблема была в том, как заманить людей на стадион. Тут придумывают Fan ID — для безопасности людей. А это усложняет [ситуацию] и отпугивает людей еще сильнее. И получается, что футболисты и тренер получают огромные деньги при пустующих трибунах. Такого не должно быть, потому что это не продукт капиталистической организации экономических взаимоотношений. Это нарушает понимание конструкции, понимание футбола. Как это организовано в США: там получают прибыль от футбола. Мы никогда прибыли от футбола не получали, у нас это все государственные дотации, коли у нас футбол — социально ответственный вид спорта, который объединяет людей. А мы придумали Fan ID, он разъединяет».

А клубы РПЛ теряют деньги. Сколько — никто не говорит, но, по данным «РБ спорт», еще до введения Fan ID «Зенит» написал письмо в Минспорта, РФС и РПЛ, в котором оценил потенциальный ущерб от пустых трибун для себя в 1-1,5 млрд рублей, а для всей лиги — в десятки миллиардов.