РИА Новости: в России разработали беспилотник ТрАМП
Он способен перебросить 250 килограммов груза на дистанцию больше 600 километров. Название расшифровывается как «транспортная авиационная многофункциональная платформа»
Читать на полной версииВ России разработали беспилотник, который способен перебросить 250 килограммов груза на дистанцию больше 600 километров. Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Дрон самолетного типа называется ТрАМП, это расшифровывается как «транспортная авиационная многофункциональная платформа». Главная особенность — большой грузовой отсек объемом больше 2,5 тысячи литров. Это сравнимо с багажником пассажирского фургона. Причем доставить посылку можно и беспосадочно, сбросив с парашютом.
Беспилотник может выполнять и другие задачи в сложных метеоусловиях, что было бы опасно для обычных пилотируемых самолетов. Также устройство может везти, например, боевой заряд. Створки грузового отсека можно открыть в нужный момент и сбросить содержимое на заданную точку. Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
— Управление по радио с рабочего места оператора. Оператор может находиться на достаточно большом удалении — 100, 200, 300 километров. Заявляется, что аппарат разработан. Это значит, что он создан, или это значит, что его нарисовали, или его просто придумали.
— Эксплуатировать его дорого?
— Топливо — это авиационный бензин, нет никаких проблем. Площадка, судя по всему, ему нужна любая, даже неподготовленная, просто поле. Обычно такие комплексы делают таким образом, что есть небольшой фургон — рабочее место оператора, это может быть кабинет в каком-то помещении, надо два квадратных метра. Именно такой транспортный летательный аппарат самолетного типа — это новинка. В России велись разработки комплекса БАС — это вертолетный транспортный аппарат, но вертолетный аппарат имеет ограничения по дальности действия и по массе полезной нагрузки, то есть там речь шла о десятках килограммов. Но здесь, по сути, как скорее небольшой самолет, 250 килограммов — это два человека со снаряжением. Это легкомоторный типа какого-то спортивного, либо почтового, либо учебного самолета. Это аппарат длиной несколько метров с размахом крыла несколько метров, может быть, метров до десяти.
Новый беспилотник можно использовать и в гражданских целях. Чтобы мониторить с воздуха большие пространства или, например, распылять удобрения. Также в грузовой отсек дрона можно установить радиолокационное, оптическое, картографическое и другое спецоборудование для наблюдения. Крейсерская скорость аппарата составляет 195 километров в час, крейсерский потолок — три тысячи метров. Говорит руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян:
— Как правило, такие транспортные системы небольшие, в частности, китайцы обеспилочивают уже существующий пилотируемый самолет. Они выпускают, например, российский «кукурузник» Ан-2. Но вообще в таком классе в основном делают новые, потому что обеспилоченные предназначены в основном для людей, объем кабины, вся компоновка уже для людей и сложно. В России сейчас разрабатывают в таком классе, это один из востребованных «Почтой России».
— Основное — это доставка, да?
— Перевозка, доставка транспортными компаниями. В Австралии есть, перевозят, большие пространства и малонаселенные. В Америке Amazon, например, использует коптерные системы, небольшие такие покупки населения в окрестностях городов. То есть над территориями городов беспилотники не летают, это запрещено законодательством, это в основном перевозят над малонаселенными, безлюдными территориями. Россия для этого оптимальная страна. Обычно квалифицированные специалисты запускают и квалифицированные их встречают где-то. Обслуживают, запускают, и он летит обратно. Но в России наши системы еще в режиме опытной эксплуатации, их практически нет, но желание у всех есть. Оперативность, мобильность и сокращение затрат.
— Комплектующие там российские?
— Электроника или система управления, канал связи, есть российская разработка, но элементная база импортная. Воздушные винты тоже импортные. Чем меньше, компактней, тем у нас меньше всех компонентов, нет маленьких силовых установок.
Среди особенностей беспилотника источник отметил специальные шасси. Они позволяют взлетать и садиться на короткие и плохо подготовленные площадки. Кроме того, предусмотрена система спасения груза и самого аппарата, чтобы уменьшить возможный ущерб на земле при аварии, и модульная конструкция основных узлов. Это значит, что на беспилотнике при необходимости можно заменить крыло, двигатель и шасси. Это облегчает ремонт.