Российские банки просят Роскомнадзор не препятствовать обслуживанию их клиентов через Telegram. Запрет на такое обслуживание должен вступить в силу 1 марта.

Соответствующее обращение будет направлено в надзорное ведомство. Об этом заявил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, это «удобный дополнительно действующий инструмент», который является заменой для клиентов банков, чьи приложения удалили из-за санкций.

Он добавил, что никакой утечки личных данных быть не может, поскольку Telegram не обрабатывает персональные данные клиентов банков и платежную информацию. Пользователи переходят из Telegram в браузер, где и проводятся все операции.

Комментирует гендиректор инвесткомпании «Диалот», председатель комиссии по финансовым рынкам московского городского отделения «Опоры России» Егор Диашов:

— Если запрет будет действовать, то банки не смогут проводить операции через Telegram. Хотя, в принципе, это такой же браузер, как и любой другой: Google Chrome, Internet Explorer и так далее. Потому что банки это использовали как выход, когда заблокировали все приложения, а сейчас надо будет что-то переделывать либо этот запрет отменять.

— А почему раньше не опомнились, не остановили принятие такого нормативного акта?

— Трудно сказать, я думаю, что просто непонятен был масштаб ситуации, непонятно было, что уже произошла интеграция в этот ресурс, и просто, наверное, не учли этот момент. Я уверен, что пытались, я уверен, что этот вопрос прорабатывался. Не все, конечно, попадает в прессу, и то, что в прессу попало сейчас, это не значит, что этих обсуждений не было. На самом деле, я уверен, что план Б какой-то есть, но пока мы об этом не знаем.

— Есть версии, каким он может быть?

— Вообще, должна быть логичная техническая альтернатива, чтобы клиентов можно было обслуживать с помощью другого сервиса. Если не хватило времени, скорее всего, будет предложено продлить вступление в силу этого закона.

На прошлой неделе председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор не видит рисков в использовании банками Telegram. Однако, по ее мнению, именно телеграм-каналы часто используются мошенниками. По данным ВТБ, число мошенников в мессенджерах за год выросло в пять раз.

Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «На Android все проще, потому что есть альтернативные магазины приложений, например тот же RuStore российский, или можно напрямую скачать файлы с сайта банка, установить, и проблема решается. А в Apple Store пример ВТБ и Сбербанка показывает, что они создают новые приложения, но их быстро удаляют, то есть они живут там неделю примерно. Но это создает другую проблему, что появляются мошенники, которые от лица, например, ВТБ размещают поддельные приложения. Мессенджеры стали своего рода панацеей потому, что это тот же веб-клиент де-факто, в котором вы можете осуществлять простейшие операции. В самом мессенджере ничего не происходит, это ровно та же самая инфраструктура банка. Мессенджер просто является точкой медиа, в которой вы авторизуетесь по вашему номеру телефона и видите свои операции, их не видит кто-то другой. Почему чиновники неожиданно решили критиковать это, непонятно, потому что, по их логике, тогда надо запретить вообще веб-клиенты, потому что в браузере передаются данные. А этого нельзя делать потому, что браузеры не российские зачастую. Тут надо понимать четко очень простую вещь, что это не только проблема ВТБ или Сбербанка, это проблема банковской среды, которая пошла в тот же Telegram для того, чтобы обеспечить там банковские боты. Это не только банковская история. Это удобно потому, что люди в России массово пользуются Telegram, они не хотят иметь на телефоне миллион приложений. Они хотят в одном приложении делать разные вещи. И следующими под ударом будут как раз-таки операторы, которые де-факто расшифровывают разговор своего клиента и присылают его в сторонний мессенджер. То есть, по логике чиновников, это тоже должно быть запрещено потому, что это личные данные, это запись разговора и так далее. Тут странная логика, объяснить ее невозможно, поэтому банки сегодня пытаются добиться четкого регламента, что можно делать, что нельзя. У них есть очень правильный ответ, что никакие личные данные не передаются в незащищенных каналах, то есть это все равно что вы пользуетесь банковским приложением или веб-клиентом. И никаких примеров небезопасности Telegram как среды тоже не существует».

В конце декабря закон, который запрещает российским банкам и госсектору с 1 марта 2023 года использовать зарубежные мессенджеры для передачи персональных данных при предоставлении госуслуг и реализации операций, подписал Владимир Путин. Уточняется, что документ запрещает пересылать платежные документы и персональные данные граждан, информацию о переводах денежных средств, сведений о счетах и данных, необходимых для осуществления платежей, а также подключать к мессенджерам информационные системы, которые обеспечивают возможность перевода денег. В январе Роскомнадзор признал Telegram иностранным мессенджером, не подлежащим интеграции с банками.