Индийская компания Gatik Ship Management, чьи танкеры перевозят российскую нефть, с 3 июня 2023 года лишится сертификации 21 судна от британской фирмы Lloyd's Register, сообщает Reuters. Компанию подозревают в перевозке российской нефти выше установленной странами G7 предельной цены в 60 долларов за баррель.

Lloyd's Register предоставляет услуги по сертификации и проверке мореходных качеств судов, это важно для обеспечения страхования и входа в порты. Маловероятно, что это как-то повлияет на поставки российской нефти, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Эта компания не откажется от перевозки российской нефти, потому что она целенаправленно пополняла свой флот танкеров, чтобы перевозить именно российскую нефть. Ее вообще активно связывают с Россией и российской государственной компанией. Думаю, она и создана, чтобы перевозить российскую нефть, и готова к тому, что будет попадать под санкции, что ей и ее деятельности будут вставлять палки в колеса. Когда были предыдущие удары по этой компании, она просто поменяла флаги на своих судах, юрисдикцию ряду своих судов и продолжила дальше вывозить российскую нефть. Думаю, и сейчас она просто поменяет сертификацию и будет работать дальше. США и европейцы тоже не могли ничего не делать, видя, что эта компания занимается перевозкой российской нефти, игнорируя потолок цены. Это ключевой момент, потому что ввозить российскую нефть можно, у нас санкции не как против Ирана. Но ее можно ввозить только по потолку цены. Сейчас все понимают, что те, кто занимается перевозкой российской нефти, откровенно игнорируют требование, а те, кто работает на международном рынке, не готовы перевозить российскую нефть ни по каким ценам. Даже если она укладывается в потолок цены, они считают ее токсичной и боятся, не перевозят. Поэтому западные страны попадают в сложное положение. С одной стороны, они должны заставлять всех исполнять санкции в виде потолка цены, с другой — они понимают, что они не работают так, как задумывалось. Предполагалось, что для России будет висеть морковка в виде доступа к танкерам, чтобы перевозить нефть. Хочешь, чтобы ее куда-то доставили, тогда продавай по 60 долларов. Мы же видим, что выделилась часть мирового флота, около 600 танкеров, которые перевозят российскую нефть и нефтепродукты, а все остальные просто отказываются по любым ценам ее возить. Поэтому, если ты будешь перекрывать кислород этим 600 танкерам, тогда у России будут трудности с экспортом углеводородов вообще, тогда сократится предложение на мировом рынке и начнется дефицит и рост цен».

По данным Bloomberg, у Gatik всего 50 танкеров, и ранее часть из них лишились страховки Американского клуба, которая важна при заходе судов в порты и при проходе проливов. Кроме того, из-за отзыва регистрации 36 танкеров в Международном судовом реестре Сент-Китс и Невис им пришлось поменять флаги. Эксперты говорят, что теперь танкеры Gatik ходят под флагами Монголии и Габона.