Как в Молдавии борются с оппозицией. Комментарий Георгия Бовта
В первые месяцы СВО Молдавия придерживалась нейтральной позиции и не выступала с критикой в отношении Москвы, во всяком случае публично. Однако во второй половине 2022 года риторика государства поменялась. К чему все идет?
Читать на полной версииКонституционный суд Молдавии поддержал запрос правительства о запрете деятельности оппозиционной партии «Шор». Она объявлена незаконной, и, хотя ее депутаты сохранят свои мандаты в парламенте, сама фракция будет расформирована, депутаты будут работать как независимые и не будут иметь права присоединяться к другим фракциям. Вице-председатель партии Марина Таубер заявила, что решение КС будет оспорено юристами партии в Европейском суде по правам человека.
Расправа с политическими оппонентами посредством судебных решений и под благовидными предлогами типа борьбы с коррупцией или иностранным финансированием, в чем обвиняли и партию «Шор» тоже, отнюдь не уникальное явление на всем постсоветском пространстве. Специфика Молдавии состоит разве что в том, что борьба с пророссийской оппозицией, в лице партии «Шор» в том числе, идет под флагом укрепления «проевропейского курса страны», что как бы должно подразумевать, напротив, укрепление всяческих демократических начал и принципов. Собственно, Минюст Молдавии и обвинял «Шор» в саботаже такого курса, а также в незаконном финансировании и связях с секретными службами России.
Однако, видимо, последней каплей для того, чтобы прибегнуть к судебной расправе, стали для нынешних властей Молдавии результаты выборов главы Гагаузской автономии, на которых победила кандидат от партии «Шор» Евгения Гуцул. При этом сам лидер партии Илан Шор с 2019 года скрывается от молдавской юстиции, предположительно, в Израиле. С партией тесно связан также и молдавский олигарх Владимир Плахотнюк, что лишь добавляет аргументов борцам с коррупцией, они же политические конкуренты. Ведь против Плахотнюка возбуждено уже несколько уголовных дел, связанных с хищением госсредств.
По своим политическим взглядам «Шор» — типичные евроскептики и популисты. На парламентских выборах 2021 года они набрали около 6%, но в конце прошлого года соцопросы определяли поддержку партии в 12%. Это третье место по популярности после правящей правоцентристской либеральной проевропейской партии PAS во главе с президентом Майей Санду и Партии социалистов бывшего президента Игоря Додона. При этом социалисты не только не спешат прийти к прессуемой части оппозиции на помощь, но и, по сути, помогают правительству ее добивать, надеясь, видимо, на укрепление собственных рядов за счет ликвидации конкурентов. Как это знакомо, не правда ли?
По словам сторонников партии «Шор», в ней состоят до 100 тысяч человек. Точнее сказать трудно, но евроскептикам в последнее время удавалось собирать довольно многочисленные демонстрации протеста. Все это несколько напоминает историю украинской «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука, которую Владимир Зеленский стал «прессовать» примерно за год до начала нынешнего конфликта и уже полностью разгромил в прошлом году.
В последние месяцы сторонники президента Майи Санду, которая пока все же остается самым популярным политиком в стране, несмотря на очевидные экономические трудности, явно пытаются перейти в политическое контрнаступление и именно под флагом евроинтеграции. Притом что в первые месяцы конфликта на Украине Санду проявляла куда большую осторожность в оценках ситуации, опасаясь, видимо, что российская армия выйдет к Приднестровью. К победе на выборах в 2020 году она вообще шла с объединительной повесткой, пытаясь склеить пророссийскую и прозападную части электората. Она не выпячивала вообще тогда вопросы внешней политики, предлагая сосредоточиться на борьбе с коррупцией и бедностью, обещая сблизить Молдавию с Евросоюзом, но также сохранять хорошие отношения с США, Россией, Украиной и Румынией.
Во второй половине прошлого года позиция Санду резко ужесточилась по отношению к Москве. Сегодня она публично зачем-то заявляет, что Владимир Путин будет арестован по ордеру Международного уголовного суда, хотя он в Кишинев вроде не собирается. Она готовит выход Молдавии из СНГ, уже расторгаются ряд соглашений. Из действующих в ЕС 38 санкционных режимов Молдавия именно в последние несколько месяцев присоединилась уже к 22, готовясь присоединиться к остальным. Официальный план Кишинева — вступить в ЕС до 2030 года. Молдавия запретила трансляцию новостных и аналитических программ российских СМИ. Вещание шести молдавских телеканалов, ретранслировавших контент из России, приостановлено.
Со своей стороны, Брюссель тоже помогает бороться с противниками режима, помимо того, что направляет Кишиневу помощь на сотни миллионов евро. Недавно ЕС были как раз введены санкции против руководства партии «Шор» — как было сказано, «за дестабилизацию ситуации в Молдавии, подрыв или создание угрозы ее суверенитету и независимости». А тут и решение Конституционного суда подоспело. Как говорится, в струю. Правда, двое судей выступили с особым мнением. Пока это еще не запрещено.