Собянин: в Москве могут построить верфь
По словам мэра Москвы, верфь сможет обеспечивать судами Москву-реку и другие маршруты. Есть ли смысл ее строить?
Читать на полной версииВ Москве планируется строительство верфи. Об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, верфь сможет обеспечивать судами не только Москву-реку, но и другие маршруты. На верфи планируется производить три вида судов. По словам Собянина, инвестпроект совместно с судопроизводителями уже проработан, Москва поможет в предоставлении земельного участка и получении налоговых льгот. При этом организаторы проекта рассчитывают на федеральную поддержку, в первую очередь на долгосрочные заказы.
Кораблестроитель, бывший главный редактор журнала «Катера и яхты» Алексей Даняев не видит смысла строить верфь именно в Москве.
Алексей Даняев кораблестроитель, бывший главный редактор журнала «Катера и яхты» «В Москве очень дорогие производственные площади, и устраивать там производство, только если там есть инженерный потенциал, понятно, что он там есть, и хорошая логистика, поставки можно наладить быстро. Но в том, что это будет эффективная верфь, это сомнения пока, потому что как-то больше стремятся в регионы, на Волгу, где цена рабочей силы намного ниже, цена аренды будет намного ниже, чем в Москве. Потребность в судах есть, потому что те пассажирские суда, которые сейчас ходят у нас, они достаточно изношенные, устаревшие. Конечно, требуется обновление флота. Намного более эффективно использовать готовые производственные мощности, которые сейчас испытывают трудности с кадрами или поставками, логистикой, которые сейчас значительно затруднились по сравнению с прошлыми временами. Тут бы помочь не столько капиталовложениями, как улучшением инфраструктуры, а строить какие-то фантастические верфи — будет очередной «потемкинский» проект. У нас есть несколько центров судостроения в Ярославской области, в Зеленодольске, в Нижнем Новгороде, в Петербурге, это все регионы, которые могли бы выдать намного больше, если бы они занимались. В Москве это будет вряд ли эффективный способ».
Потребность в новых судах в России есть, однако строить суда без существенной господдержки не получится, говорит генеральный директор АО «Порт Коломна» Владимир Алексеев:
— Экономическая целесообразность есть, но нужны преференции от государства. Сегодня для строительства нового судна, если это где-то в пределах щести-семи тысяч тонн, то судно стоит 2 млрд рублей. Сегодня есть судостроительный грант, но для грузовых судов это всего лишь 10%. Представьте, вы строите на 2 млрд, 200 млн рублей вам даст государство, а 1,8 млрд рублей надо где-то найти. Для внутренних водных путей, которые не ходят в море, это же ведь навигация в центральных областях — шесть-семь месяцев, в Сибири — четыре-пять месяцев, окупаемость очень долгая. В первую очередь ведется речь о пассажирских небольших судах, это, видимо, для Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода.
— Все ли есть в России — технологии, ресурсы, — чтобы обеспечить производство?
— Все есть, все это известные, это достаточно понятные для специалистов технологии, это поточные линии сборки плоскостных секций, объемных, дальше их стыковка уже на стапелях — все это известно. Есть проблемы дизелестроения, там тоже есть движение, государство занимается. Дело в том, что судовых двигателей не так много надо для нового судостроения, а для того, чтобы строить линейки, надо очень большой масштаб, то есть десятки тысяч, а речной транспорт не может столько заказывать, поэтому в этом, я думаю, сейчас проблема. Все остальное может делать Россия, есть вопросы навигации, но они решаются, поставки — больше нытья, а при желании все есть, все привозится, никаких сильных перекосов пока нет.
Когда накануне президент России Владимир Путин давал старт запуску первого регулярного маршрута речного электротранспорта на Москве-реке, он заявил, что власти планируют до 2027 года профинансировать создание 260 судов.