«Ъ»: падение рубля может заставить импортный алкоголь подорожать на 10%
По данным газеты, Московская пивоваренная компания, крупный дистрибьютор, уже индексировала цены. Многие представители рынка ждут устойчивого курса национальной валюты, чтобы принять решение. Когда могут подняться цены?
Читать на полной версииОбновлено в 14:09
Импортный алкоголь может подорожать в пределах 10% из-за ослабления рубля. Это мнение экспертов, опрошенных газетой «Коммерсантъ». Как отметил собеседник издания среди рестораторов, Московская пивоваренная компания уже индексировала цены. Это крупный дистрибьютор, который работает с брендами Peroni, Tsingtao и другими. Пересмотреть цены может и Simple Group, утверждают два источника на рынке. Другие ждут относительно устойчивого курса рубля, а потом уже будут решать, менять ли цены. До какого уровня доллара бизнес готов терпеть, чтобы не повышать цены? Отвечает основатель и президент Simple-Group Максим Каширин:
Вряд ли стоит ждать серьезных повышений до осени, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
— Склады всех импортеров наполнены. Связано с тем, что в третьем-четвертом квартале 2022 года и в первом квартале 2023 года были рекордные объемы ввоза. В этой ситуации повышать цены болезненно, потому что можно уступить конкуренту свое место на полке или в винной карте. Я думаю, что если курс стабилизируется выше 100 рублей, [окажется] в коридоре 100-120 рублей, мы, скорее всего, увидим повышение к осени, вряд ли раньше. Для российских вин это очередное окно возможности. Даже у них есть валютная составляющая в цене, но она не сравнима с импортными винами. В начале года было повышение цен по импортным винам у многих зарубежных поставщиков. Связано это с тем, что растет цена за бутылку, усиливается инфляция в Европе, увеличивается стоимость заемных денег в связи с ростом ставок.
— Несколько месяцев назад обсуждали с кондитерами, что возможно уменьшение порционности, то есть не целый торт в продаже, а кусок торта. С алкоголем происходит нечто похожее, игристые вина, коньяки маленькой дозировки. Это не путь, чтобы удержать потребителя, но при этом не сильно ударить по его карману?
— Таким путем уже шли, но снижение количества вина в бокале — это в основном привилегия ресторанов. В последний раз большой курсовой шок был в 2014-2015 годах. До этого периода в ресторанах в розлив обычно было 150 миллилитров в бокале, сейчас почти везде 125 миллилитров в бокале. Для ресторана это вполне возможный путь. Что касается вина в бутылках, то 0,75 литра — это самый распространенный объем бутылки, на нее приходится 95-97%, и производство стекла для вина, и продаж. Я не думаю, что кто-то будет делать отдельную тару для российских импортеров. В России тоже, думаю, на это не пойдут, потому что будет не очень смотреться, если импортные вина будут объемом 0,75 [литра], а российские — другой емкости. Плюс бутылка 0,75 литра — это историческая вещь. Считается, что это идеальный объем на двоих, бьется на определенное количество бокалов, заложено во многих технических картах.
По итогам января-мая 2023 года импорт алкогольных напитков без учета ЕАЭС вырос на 46% год к году, до 206,14 млн литров. Поставки вина увеличились на 43%, до 167,54 млн литров, а ввоз крепких напитков вырос на 73%, до 38,59 млн литров год к году.