СПГ, финансовый и технологический секторы, автопром: США продолжают санкционное давление на российскую экономику
Почему США выбрали именно эти компании и отрасли для введения ограничений в данный момент и есть ли в них экономический смысл?
Читать на полной версииОбновлено в 15:45
Новые санкции могут ударить по некоторым проектам «Новатэка»: под ограничения США попали несколько подрядчиков строительства линий по производству сжиженного газа и компании, управляющие судами — хранилищами СПГ в Мурманске и на Камчатке. С помощью этих судов «Новатэк» хотел удешевить логистику газа со своих арктических проектов.
Как ранее писала Financial Times, в 2023 году Россия может экспортировать в Евросоюз рекордное количество сжиженного природного газа. Среди лидеров импорта — Испания и Бельгия. Среднемесячная стоимость российских поставок оценивается более чем в 5 млрд евро. Это на 2% больше, чем в 2022 году и на 40% по сравнению с 2021-м.
Насколько сильно скажутся санкции на российских СПГ-проектах? Рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Ограничения введены против одного из крупнейших российских производителей меди, Русской медной компании. Под санкциями уже находятся другие компании сектора — УГМК и «Удоканская медь». Таким образом, под американскими ограничениями оказались практически все крупные производители меди, за исключением «Норильского никеля».
Мировые рынки для производителей меди остаются открытыми, говорит аналитик группы «Финам» Алексей Калачев.
Алексей Калачев аналитик группы «Финам» «Это не секторальные санкции. Секторальные санкции введены пока только против стали, угля и золота. Санкции вводятся по принципу, когда либо предприятие работает на оборонку, по мнению санкционирующей стороны, либо из-за позиции конкретных владельцев по отношению к СВО, либо по участию финансирования госбюджета — вот основные причины, по которым вводятся санкции. В данном случае введены санкции против конкретных владельцев и предприятий, но не против российской меди, поэтому «Норникель» туда не попал. Почему не против меди, конкретных металлов и так далее? Потому что в отличие от того же угля, алмазов или стали мировые рынки зависят от поставок, в том числе из России, цветных металлов, это достаточно болезненная тема. То, что введены санкции против отдельных предприятий со стороны США, это же не значит, что они не могут поступать в Европу. Кроме того, основные потоки экспорта и у ГМК, и у РМК шли в сторону юго-востока, Китая, и таким образом, они в любом случае остаются на мировом рынке, на мировом балансе рынка они присутствуют. Как уже заявляли представители «Норникеля», и как было видно из отчетности «Норникеля», они уже перестраивают оперативные логистические цепочки, даже несмотря на дополнительные затраты через Китай, Гонконг, Марокко, загодя это делается».
Под ограничения попала компания ОМК — один из крупнейших российских производителей труб для нефтяной и газовой промышленности, а также железнодорожных колес. В SDN-лист попало и значительное количество горно-металлургических предприятий, в основном расположенных в Арктике. В частности, это дальневосточные и таймырские угольные активы Романа Троценко, а также «Воркутауголь».
Расширены санкции и против технологического сектора: в черном списке теперь десятки компаний и подконтрольная властям Москвы особая экономическая зона «Технополис «Москва», среди резидентов которой также десятки фирм.
Санкции введены даже против «АГД даймондс», единственной частной алмазодобывающей компании России, и ее сбытовой структуры Grib Diamonds. Крупнейший российский игрок на этом рынке «Алроса» находится под американскими санкциями с весны прошлого года.
Наконец, под блокирующими санкциями оказались входящий в топ-25 банк «Ак Барс» и находящийся в третьей сотне Синко-банк. Оба ведут бизнес в сфере валютных платежей. В частности, «Ак Барс» имел прямые корреспондентские отношения с банками Китая, ОАЭ и Турции, ему были доступны переводы в валютах стран СНГ. США заявляют, что их включение в санкционный список «призвано ограничить возможность пользоваться связями с международной финансовой системой».
О том, почему США выбрали именно эти компании и отрасли для введения ограничений в данный момент, рассуждает директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин.
Что касается логистики и транспорта, под ограничениями оказался ведущий российский производитель подвижного состава — компания «Трансмашхолдинг». По мнению экспертов, несмотря на то что ТМХ активно работает над импортозамещением, санкции могут оказать негативное влияние на международные поставки. У компании есть контракты с Египтом и Индией на поставки вагонов и поездов, общая сумма соглашений оценивается почти в 8 млрд долларов.
Под санкции также попали российские автопроизводители «АвтоВАЗ», «Соллерс» и «Москвич». После ухода большинства зарубежных автопроизводителей из России эти компании активно налаживают партнерство с Китаем.
О том, могут ли китайские компании прекратить сотрудничество из-за риска вторичных санкций, рассуждает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков.
Юрий Урюков эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха «Действительно, риски есть, но прогнозировать развитие событий сейчас никто не берется, потому что китайским маркам свойственно поведение на рынке иногда слишком смелое, иногда слишком осторожное, то есть возможен как эффект ухода некоторых компаний из России из-за риска вторичных санкций, так и, наоборот, продолжение работы с упором на развитие бизнеса и попытку замаскировать сотрудничество с российскими предприятиями, которые попали под санкции. И то и другое возможно, здесь все будет зависеть не только от решения китайских партнеров, но и от того, как российские предприятия будут углублять локализацию, развивать импортозамещение. В краткосрочной перспективе, если вдруг предположить, что действительно из-за риска вторичных санкций китайцы решат резко покинуть в большинстве своем российский рынок и поддержку российского автопрома, то предприятия могут остановиться, и быстрый выход из такой ситуации может найти только «АвтоВАЗ», у которого собственные технологии и каналы поставщиков компонентов налажены более четко по сравнению с тем же «Москвичом», который пока по факту является сборочным предприятием. Думаю, что стороны найдут какое-то решение и так или иначе будут действовать в России, потому что мы даже сейчас наблюдаем, что есть китайские компании, которые опасаются активно вторичных санкций и вообще стараются не светить свое присутствие в РФ, другие при этом чувствуют себя достаточно вольготно, развивают модельные линейки, сертифицируют новые модели, развивают свое производство».
За помощь в обходе санкций в отношении России под ограничения попали порядка 150 зарубежных компаний и частных лиц. В том числе две финских компании Luminor и Siberica, а также их французские и эстонские корпоративные представители. Кроме того, в списке оказались сразу несколько турецких компаний. В большинстве случаев причиной заявляется поставка товаров двойного назначения.
США также удалили из санкционного списка двух банкиров: Наталью Алымову, ранее входившую в правление Сбербанка, и Пола Голдфинча, бывшего члена набсовета ФК «Открытие». Алымова — второй топ-менеджер Сбербанка, сумевший выйти из санкционного списка. Первым был Лев Хасис, с которого сняла санкции Великобритания. Евросоюз также не продлил ограничения в отношении нескольких россиян.